Андрей Смирнов
Время чтения: ~24 мин.
Просмотров: 20

Таинство брака

В каких случаях разрешается

Как уже подчеркивалось, Православная Церковь разводов не приемлет, но при определенных обстоятельствах разрешает прекращение венчанного брака.

Ситуации эти перечислены в документе «О канонических аспектах церковного брака», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 29 ноября – 2 декабря 2017 года.

Церковный брак может быть признан.

Недействительным:

  • В случае венчания при незнании о препятствиях к браку.
  • При неспособности одного из супругов к интимной жизни по естественным причинам (если до брака об этом не было известно другому партнеру). Но это не касается лиц пожилого возраста, и вопрос этот подлежит рассмотрению только по истечении двух лет совместной жизни, за исключением случаев, когда недуг заведомо непоправим.

Утратившим каноническую силу:

  • Отхождение от Православной веры (в том числе, уход в сектантство).
  • Неверность, а равно противоестественные сексуальные наклонности.
  • Заключение нового брака в органах государственной власти.
  • Невозможность исполнения супружеских обязанностей вследствие намеренного нанесения себе увечья.
  • Болезнь, опасная при совместном проживании для другого супруга, а равно детей.
  • Установленный диагноз «алкоголизм» или «наркомания» при нежелании избавления от вредной привычки и отказа от медицинской помощи.
  • Безвестное отсутствие свыше 3-х лет одного из супругов, при условии предоставления подтверждающего документа госоргана (для не вернувшихся после завершения военных действий или пропавших в результате стихийных бедствий, срок сокращается до 2-х лет).
  • Сознательный уход из семьи (в случае, когда прошло более года).
  • Аборт, сделанный женой при несогласии на то супруга либо наоборот – принуждение им к избавлению от беременности.
  • Посягательство на жизнь или здоровье супруга либо детей, юридически подтвержденное.
  • Тяжелое и неизлечимое психическое заболевание, выявленное уже в браке и исключающее возможность совместного проживания.
  • Решение одного из супругов уйти в монастырь (допускается при письменном согласии другого супруга, отсутствии несовершеннолетних детей и других иждивенцев).

Важно! «Уважительными» для прекращения канонического брака считаются лишь разрушительные для семьи или даже смертельно опасные для другого супруга и детей причины. Благословение на развод как таковой от священнослужителей вы не получите – при любых жизненных ситуациях это дело не благое.

Господи, сейчас задушу – научи, что делать?

Для того чтобы брак был крепким и настоящим, необходимо, чтобы молодые люди, которые брачуются, понимали самую главную христианскую правду: тот, кого ты полюбил, лучше тебя. Это просто, как сарай: ты не можешь полюбить то, что хуже тебя. Если хуже, то ты или сумасшедший, или извращенец. Полюбить можно только то, что гораздо больше, красивее тебя.

И христианин в этой ситуации понимает, что как раз «Бог мне дал», потому что Бог дает не по заслугам, а по любви. Поэтому тот, кого Он мне дал, это то лучшее, что есть для меня на земле. И это лучшее – больше меня, я никогда не буду его достоин, никогда не буду достоин дара Божьего. Это заставляет меня терпеть, заставляет смотреть на Христа, потому что Христос эту любовь явил, Он показал, что мы лучше для Него, чем Его жизнь. Он пошел на крест – вот гениальное доказательство.

Это понимание – единственное, что может удержать наш брак. То, что сделал Христос, дает мне возможность любить свою жену, смотреть на нее не сверху вниз, а снизу вверх, дает силы терпеть, даже если порой убить хочется. Как говорят у нас хорошие батюшки: «Ты так и скажи: “Господи, сейчас убью, – дай мне сил!”» Не врать Богу – хочешь убить, так и говори: «Господи, сейчас задушу – научи, что делать?»

В любви доказательств нет, её болтовней не докажешь, у нее одно доказательство – отдай свою жизнь. Если человек этого не понимает – тогда он рано брачуется. Или пусть на ходу изучает. Любой, кто когда-то любил, скажет, что влюбиться можно только в то, что прекрасно, и ты хочешь владеть этим безраздельно, чтобы это стало твоим навсегда.

Развод «по-христиански»

Не получил в документе достаточного разъяснения и вопрос об отношении Церкви к бракам христиан с нехристианами. Документ призывает «проявлять пастырское снисхождение» к лицам, состоящим в браке с нехристианами – и только. Однако церковные каноны решительно осуждают сознательное вступление в брак христианки с нехристианином, подвергая таких «христианок» пожизненному отлучению. В документе необходимо уделить больше внимания таким все чаще встречающимся случаям.

В документе недостаточно проработан раздел о подготовке к Таинству брака, в то время как такая подготовка, по существу, очень часто имеет смысл катехизации и неопустительно должна совершаться священником вместо того, чтобы формально венчать всех подряд без разбора.

В документе не определены понятия «развода» и «расторжения брака».

Утверждение о «прекращении брака» в случае «естественной смерти одного из супругов» решительным образом расходится не только с православным учением о браке, но и с молитвами чинопоследования брака, например, с молитвой «Последования обручения», где говорится о «союзе любви неразрушимом».

Рассмотрение заболевания одного из супругов СПИДом и другими заболеваниями в качестве «повода к расторжению брака» в свете современных достижений медицины, возможно, требует пересмотра. В пояснении нуждается пункт об «отпадении от православия» как «поводе к расторжению брака». Необходимо четко сформулировать, что имеется в виду под «отпадением». В таком же пояснении нуждается и само понятие «повода к расторжению брака»: имеется ли здесь в виду то, что человек может развестись в таком случае, или он обязан это сделать.

Фраза «Решение о бракорасторжении принимается в епархии» расходится с уже сложившейся практикой, когда Церковь в лице архиерея свидетельствует о том, что брак распался, и это отмечается в соответствующей формуле выдаваемой справки. Церковь категорически не может усвоить себе принятие «решения о бракорасторжении», что было бы прямым противлением словам Спасителя: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар.10:9).

Неубедительно и без учета неотмененных норм Синодального периода рассмотрены вопросы о зарегистрированных, но не венчанных браках, о возрастных границах для вступающих в брак, о том, когда венчанный брак признается недействительным. Не дано четкого указания, в каких точно случаях применяются «чин о второбрачных» и «чин венчания супругов, в летех мнозех сущих». В тексте не дается оценка все более распространяющейся на Западе практике считать законным браком однополые сожительства

Не содержится важного напоминания о том, что «гнушение браком» является ересью

В тексте ничего не говорится о браке священнослужителей, которые призваны являть идеал христианской брачной жизни. Также в документе практически отсутствует важнейшая в учении о браке тема деторождения. В частности, ничего не говорится об отношении Церкви к сознательному отказу от деторождения в браке и о том, возможно ли совершение Таинства венчания над лицами, которые понимают брак как средство удовлетворения своих сексуальных потребностей, обременять же себя при этом рождением детей не считают нужным.

В таких случаях заповедь Божия «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт.1:28), безусловно связанная по замыслу Божию с супружеской жизнью человека, совершенно игнорируется, что вряд ли позволяет считать такой брак христианским.

Из текста документа неясно, были ли учтены при его подготовке предложения по теме брака, подготовленные Комиссией при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора в 1968 году.

Ранее высказывалась мысль о том, что разработке подобного документа должна предшествовать серьезная работа по кодификации брачного права, обсуждение смежных пастырских и канонических вопросов. Необходима догматически выверенная формулировка православного учения о браке, отсутствие которой делает документ неосновательным и противоречивым.

Хочется надеяться на то, что безусловно ценное и многообещающее обсуждение позволит в дальнейшем разработать авторитетный церковный документ и упорядочить пастырскую практику в вопросах церковного брака, что особенно необходимо в настоящее время.

Браки с иноверцами в России до 1918 года

Общеобязательные, общецерковные и никем не отменяемые каноны Православной Церкви, принятые на Вселенских соборах: 10-е Правило Лаодикийского собора и 72-е Правило 6 Вселенского собора, категорически запрещают православному (православной) вступать в сожительство (брак) с любым неправославным, то есть с еретиком, более того, 72-е правило повелевает такие беззаконные сожительства разрушать; единственное исключение 72-е правило, ссылаясь на послание апостола Павла: 1Кор. 7:14, делает для брака, заключённого вне церкви, то есть когда оба супруга были неправославными, а затем уже находясь в супружестве один из супругов принял святое крещение и стал православным, а другой ещё не пришёл к истиной вере, но при этом не препятствует другому супругу в его выборе нового образа веры в жизни. До синодального периода в Русской церкви согласно святым канонам Вселенских соборов строго воспрещались браки православных с любыми неправославными.

С 1721 года царем Петром было уничтожено не только патриаршество, но и соборное управление в Русской поместной церкви, во главе её согласно «Присяге для членов Святейшего Синода» стал не поместный собор, во главе с патриархом и собранием из всех архиереев, который никогда не может выйти за рамки канонов Вселенских соборов, их отменить или изменить; а лицо, не являющееся ни только епископом, но и священником и даже диаконом, то есть мирянин, государственный правитель: царь или женщина(царица). Царь управлял Русской поместной церковью через своего чиновника-мирянина (обер-прокурора), также лицо не имеющее священного рукоположения, стоящего во главе Священной коллегии или Священного синода — органа управления Русской поместной церковью. Все члены Синода давали клятву пред Богом, в которой исповедовали «крайнего судию» в поместной церкви монарха.

«Я, нижеименованный, обещаюся и клянуся Всемогущимъ Богомъ, предъ святымъ Его Евангелием… Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовного сего Синода, быть Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя нашего Всемилостивейшаго, клянуся и еще Всевидящимъ Богом.» (Присяга для членов Святейшего Синода)

С этого времени царь начал издавать свои законы от имени синода и распространять их на церковное управление, не обращая внимания на догматы и каноны Православной церкви. Одним из таких новых законов стало разрешение: «Послание» 1721 года вступать в брак лютеран с православными. Поводом к изданию «Послания Святейшего Синода к православным о беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами» было поступившее в Синод доношение из Берг-Коллегии, основанное, в свою очередь, на письме Василия Татищева, посланного в Сибирскую губернию «для прииска рудных мест и строения, и размножения тамо заводов». В письме Татищев ходатайствовал о желании поселившихся в России шведских специалистов (взятых перед тем в плен русской армией во время Северной войны) «жениться на русских девках без переменения веры».

Затем последовали другие законы и были дозволены браки с католиками, и другими протестантами и армянами, но не «раскольниками» (то есть старообрядцами); такие браки обычно не требовали специального разрешения архиерея. Высочайший указ от 17 (30) апреля 1905 года дозволял брак православных с старообрядцами, совершение которого, однако, требовало разрешения епархиального архиерея. Кроме того, лица других христианских исповеданий, вступающие в брак с лицами православными (за исключением коренных жителей Финляндии на её территории), давали священнику пред совершением брака подписку в том, что они не будут ни поносить своих супругов за православие, ни склонять их чрез прельщение, угрозы или иным образом к принятию своей веры и что имеющие родиться от сего брака дети будут крещены и воспитаны в православии. Взятая таким образом по установленной форме подписка подлежала представлению епархиальному архиерею или в консисторию в начале января следующего года.

По состоянию на начало XX века в Российской империи действовали следующие нормы:

  • браки православных с лицами неправославных христианских исповеданий разрешались лишь при условии венчания, крещения и воспитания детей по правилам православной веры;
  • русским подданным православного и католического вероисповедания запрещались браки с нехристианами, а протестантам — с язычниками.

Развлечения на свадьбе по христианским традициям

Церковная свадьба вовсе не должна быть строгой и скучной. Поэтому конкурсы, игры и танцы обязательно должны присутствовать на празднике, главное, чтобы в них отсутствовала пошлость и вульгарность.

Программа свадебного вечера также обязательно должна предусматривать ритуал поздравления молодоженов. Если на торжестве бракосочетания планируется много гостей, то чтобы этот процесс не затянулся можно предоставить слово желающим, а не всем подряд. Как правило, их много не бывает. Главное заранее обговорить этот момент с тамадой.

Таким образом, если вы решили сыграть церковную свадьбу не стоит опасаться того, что она пройдет скучно и будет лишена веселья. К тому же желание заключить свой брак по всем гражданским и православным правилам может вызывать только одобрение. А если вы не знаете, как организовать такой праздник, всегда можно обратиться за помощью к опытному ведущему.

Что важно подготовить

Таинство в церкви – это древний, глубоко символичный ритуал. В ходе венчания используется большое количество атрибутов, которые нужно заранее подготовить. Обязательно нужно приобрести:

  • Костюм для жениха. В отличие от светской свадьбы, в ходе которой применяется черный смокинг, для храма нужно подготовить светлый костюм. Образ должен быть строгий, не допускаются футболки, шорты, джинсы, кофты с треугольными глубокими вырезами.
  • Платье для невесты. Брючный костюм надеть в церковь нельзя. Голова супруги должна быть покрыта платком или фатой. Спина, плечи, руки до локтя не должны быть обнажены. Длина платья минимум до колен.

  • Венчальные кольца. Рекомендуется выбрать золотое для жениха и серебряное для невесты, но можно и нарушить это правило.
  • Нательные кресты. Все присутствующие в ходе таинства должны быть крещеными.
  • Свечи для венчания, 4 шт. Продаются в церковной лавке. Под них необходимо 4 платка.
  • Рушник белого или розоватого оттенка. На него супруги традиционно встают.
  • Кагор и свежий хлеб для причастия.

За 3 дня до церемонии нужно вступить в короткий пост: отказаться от животной пищи, алкоголя, курения. Близость тоже запрещена. За 12 часов до таинства вообще прекращают есть. В день венчания супругам нужно прийти на службу, исповедаться, причаститься.

Рекомендуется уточнить у местного духовника, есть ли еще какие-то рекомендации относительно венчания в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы. В некоторых храмах правила могут незначительно отличаться. Так, одна церковь позволит провести обряд между христианами, но представителями разных направлений: католицизма и православия. Другие же могут отказать.

Неважно, как поздно после гражданского брака будет проведено венчание, эта церемония останется все такой же значимой для партнеров. Главное, перед ее началом очиститься духовно, ведь в церковь можно вступать только с положительными побуждениями

Важные условия для проведения венчания

Венчаться разрешено в день свадьбы либо через время: неделю, месяц, годы. Главное, чтобы были соблюдены все, предусмотренные церковью, условия.

Кому можно венчаться

Важным условием для проведения обряда является наличие свидетельства о браке. Кроме того, супруги должны быть крещенными православными христианами. Однако в некоторых случаях могут разрешить венчание, если супруг неправославный христианин, при условии, что рожденные в браке дети крещены будут в православии

Также важно соответствие брачному возрасту: невесте должно исполниться 16 лет, жениху — 18. Не стоит опасаться отказа, если жена беременна, поскольку, по мнению церкви, дети должны быть рождены в венчанном браке

Венчание может быть проведено, даже если супруги не получили родительского благословения, поскольку его может заменить благословение духовника.

Ограничений для таинства венчания не так много. Церковь не одобрит обряд между некрещенными, атеистами, кровными, а также духовными родственниками, к примеру, между крестными ребенка, между крестным и крестником. Данную церемонию разрешается проводить не более трех раз. Также запрещено венчаться в случае, если это уже будет ваш четвертый официально зарегистрированный брак.

Когда разрешается проведение церемонии

Часто молодожены решают венчаться в день с официальной регистрацией брака. Но, учитывая, что такое таинство православия — довольно серьезный шаг, торопиться с обрядом не стоит: его можно отложить до рождения ребенка или провести после нескольких лет официального брака.

Совершается данный обряд не каждый день. Венчают молодоженов 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. Однако стоит учитывать, что на протяжении года существуют 4 поста, во время них церковные браки не заключаются:- Рождественский — длится 28 ноября — 6 января;- Великий — семь недель до православной Пасхи;- Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;- Успенский — длится 14 — 27 августа.

Также церковь откажет в проведении венчания в знаковые дни:- 11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;- 27 сентября — Воздвижение Креста Господня;- с 7 по 19 января — Святки;- на Масленицу;- на Светлую неделю (неделя после Пасхи).

Даже если выбранный Вами день не приходится на перечисленные даты, все же лучше сходить в церковь, чтобы уточнить все у батюшки. Кроме того, невеста должна подсчитать, чтобы в выбранную дату не было «критических дней», поскольку появляться в это время в церкви нельзя.

Что должно предшествовать обряду венчания

К данному обряду необходимо подготовиться духовно. Это значит, что жениху и невесте перед венчанием нужно молиться, исповедаться, причаститься, выдержать трехдневный пост (необходимо воздержаться от пищи животного происхождения). Молодожены до брака не должны вступать в плотские отношения, причем это условие относится также и к паре, которая решила венчаться спустя несколько лет совместной жизни. Им необходимо воздержаться от близких отношений на протяжении нескольких дней до обряда.

Основные сведения

Брак — одно из христианских таинств, которое ведет своё начало от ветхозаветных времён. Согласно Быт. 2:18 целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь. Заповедь «плодитесь и размножайтесь» относится и к человеку, и к другим живым существам (Быт. 1:22,28), но только человеку заповедано составить в любви «одну плоть» (Быт. 2:24).

Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

В Ветхом завете вопросу брака посвящена вторая глава Книги Бытия. Смысл и цель брака, согласно ей, состоит в вечном и нераздельном единстве по образу Лиц Святой Троицы. Именно так описывает Библия райский брак:

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Быт. 2:18)

Из Священного Писания следует, что установление института брака (о единении двух полов — мужского и женского — в одну плоть) происходит ещё до грехопадения в Раю, поэтому мнение о том, что брак был установлен после грехопадения является ошибочным.

В Новом завете божественный замысел о браке раскрывает Иисус Христос:

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует…

(Мф. 19:3)

Русская православная церковь выразила своё отношение к браку в «Основах социальной концепции»:

Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1. 27). Будучи в равной степени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2. 24). Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1. 28). Особенности полов не сводятся к различиям телесного устроения. Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении. Однако в падшем мире отношения полов могут извращаться, переставая быть выражением богоданной любви и вырождаясь в проявление греховного пристрастия падшего человека к своему «я».

Для христиан брак стал, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством любви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Очень нездорово, когда Церковь лезет в постель людей

Есть еще проблема, что у нас в Церкви венчальные дни – среда, пятница, воскресенье. В документе этого нет, но в обсуждениях этот спор есть. Во-первых, ни один священник не сможет вам сказать, почему именно среда, пятница и воскресенье. Максимум, что он может сказать: а как это у них первая брачная ночь будет в субботу, как это они с субботы на воскресенье будут жить половой жизнью? Очень нездорово, когда Церковь лезет в постель людей. Супружеское ложе нескверно. Кто сказал, что они не могут в субботу венчаться и спокойно ложиться в супружескую постель, которая нескверна, что за чушь такая? Почему во всем мире венчают в субботу, а у нас не венчают?

В Молдавии любопытная история. У нас тоже венчают в среду, пятницу, воскресенье. И есть такая полураскольная бессарабская митрополия, они венчают во все дни недели. Но есть и некоторые приходы молдавские, где священники из Румынии, и они спокойно венчают в субботу.

Что будет происходить?

Молодые входят в храм, их обручают кольцами (символ бесконечности), и они клянутся любить друг друга вечно. Затем священник передает молодым зажжённые свечи, которые они держат на протяжении обряда венчания — это символ готовности идти навстречу друг другу. Жених и невеста совершают ход вокруг аналоя с Евангелием три раза: так нужно идти по жизни — рука об руку, соблюдая христианские законы, а потом вкушают вино из одной чаши — символа их общего будущего.

Какие детали стоит обсудить заранее: 

1. В момент совершения таинства никого не должны крестить, венчать или отпевать.

2

Важно, чтобы интерьер церкви соответствовал представлениям пары о скромности или пышности – это зависит от приоритетов. Выбрав храм, не забудьте предварительно согласовать свое решение с настоятелем церкви

Он должен дать свое благословение, после чего можно выбрать дату.

3

Со священником стоит сразу обговорить несколько моментов, чтобы избежать неприятных сюрпризов: обратить внимание, что вы хотите быть единственной венчающейся парой в этот момент времени. По церковному уставу запрещено венчать несколько пар одновременно, однако на практике может случиться что угодно

4

Обязательно уточните, можно ли проводить в храме фото- и видеосъемку, что необходимо при себе иметь и на что обратить внимание

Брак и деторождение

По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укрощению плотского вожделения («во избежание блуда»: 1Кор. ). Различные авторы, принадлежащие к традиционным церквям, по-разному расставляют акценты в освещении наиболее важных целей брака. Но в целом союз мужа и жены в супружеской любви рассматривается как основа и сущность брака.

Христианская традиция относит рождение и воспитание детей к одному из основных предназначений или целей или плодов супружеской любви и вообще брака. В Основах социальной концепции Русской православной церкви утверждает, что «плодом их <мужчины и женщины> любви и общности становятся дети, рождение и воспитание которых, по православному учению, является одной из важнейших целей брака. Продолжение человеческого рода является одной из основных целей христианского брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является «несомненным грехом». Конституция II Ватиканского Собора Католической Церкви «Gaudium et spes» утверждает: «По своему естественному характеру сам брачный институт и супружеская любовь предназначены для рождения и воспитания потомства, которым они и увенчиваются».

Однако, ввиду того, что некоторые супруги бездетны, появились мнения, что рождение и воспитание детей — якобы второстепенная цель брачного союза. Например, православный богослов М. Григоревский пишет: «Главною целью христианского брака является не рождение детей, как во вне-христианском браке, но внутреннее духовное восполнение одной личности другою, взаимное содействие в целях гармонического течения земной жизни и нравственного совершенствования. Чадорождение — второстепенная цель брачного союза».

Согласно Катехизису Католической Церкви, «в супружеском союзе осуществляется двойная цель брака: благо самих супругов и передача жизни», неразрывно связанные друг с другом, поэтому «супружеская любовь между мужчиной и женщиной подчиняется двойному требованию верности и плодородия». Верность означает постоянство и неразрывность брачного союза, плодородие — открытость к плодоношению. По поводу последнего официальное учение Католической церкви утверждает, что «всякий супружеский акт должен сам по себе оставаться предназначенным для воспроизводства человеческой жизни».

Однако деторождение не является единственном назначением интимных отношений, которые являются также «важным составляющим супружеской жизни, которые делают отношения двух людей наполненными нежностью, трепетом, восторгом». Целью брака в традиционном понимании является также любовь, спасение и взаимоподдержка мужа и жены.

Основание для расторжения церковного брачного союза

Причины развода в церковном браке.

  1. Муж или жена сменили вероисповедание либо отреклись от Господа, объявив себя полным атеистом.
  2. Отречение одного из супругов от мирской жизни, уход в монастырь. При возникновении подобных обстоятельств допускался повторный брак второй стороны.
  3. Невозможность выполнения своих брачных обязанностей, в силу особенностей, которые были у мужчины/женщины на момент вступления в семейную жизнь. Проще говоря, если муж или жена скрыли от второй половины свои врожденные или приобретенные физические увечья, которые не дают им вести полноценную семейную жизнь, это дает второй стороне право расторгнуть семейный союз, ведь в такой семье не может появиться главное — наследники.
  4. Один из вступивших в брак болен СПИДом, сифилисом или проказой, но скрыл заболевание от супруга или супруги. Это связано с угрозой здоровью и жизни как для второй стороны, так и для будущих детей пары.
  5. Аборт, сделанный женщиной, несмотря на запрет мужа. Таким образом, церковь освобождает мужчину от жизни с детоубийцей и дает ему возможность создать новую семью.
  6. Невменяемость одного из супругов, которая делает его психически неадекватным до конца жизни.
  7. Существует медицинский доказанный факт алкоголизма или наркотической зависимости, что ставит под угрозу жизнь членов семьи.
  8. Муж/жена приговорены к длительному тюремному заключению за совершение тяжкого преступления — убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью.
  9. Принуждение избранника к непотребной жизни. Речь идет о ситуациях, когда супруг заставляет жену заниматься проституцией или участвовать сексуальных оргиях. Причины, побудившие супруга к такому поведению для церкви не особо важны. Это может быть нездоровая страсть к половым извращениям или получение выгоды, что является одинаково веским основанием для расторжения церковного союза в православии.
  10. Применение физического насилия в семье, подтвержденное документально.
  11. Вступление одним или обоими супругами в новый брак.
  12. Наличие близкого родства между мужем и женой, о котором не было известно ранее.
  13. Муж/жена безвестно отсутствует на протяжении нескольких лет. Допускалось, что они мертвы.
  14. Прелюбодеяние одной из сторон. Однако даже если причиной для церковного развода послужила измена одного из супругов, то священнослужитель будет убеждать мужчину и женщину примириться и сохранить семью ради собственных детей.

Во всех остальных случаях, если пара придёт к архиерею с вопросом, как расторгнуть венчание в церкви после развода, и аргументирует своё нежелание дальше жить вместе различием интересов, материальными проблемами, тем, что их чувства остыли, то такое решение о расторжении церковного брака будет отклонено.

Возникновение случаев, в каких церковь допускает развод, вовсе не означает, что следует немедленно расторгать союз. Человеку всегда дан выбор — жить с больным избранником или уйти от него, простить измену любимого или развестись, ждать безвестно пропавшего человека долгие годы или заново попытаться построить свою жизнь. Яркий пример такого выбора — жены декабристов. После того как их супруги были сосланы в Сибирь за преступление против Государя, они имели полное право разводиться и венчаться новым браком. Но многие из женщин отправились вслед за мужьями.

То же самое касается и обратной ситуации. Робкие жены, которые изо дня в день терпят издевательства мужей, и не в полной мере понимают, одобряет ли церковь развод, оказываются до конца своих дней заложниками тиранов, да еще и подвергают опасности своих детей.

Совершение Таинства Брака у старообрядцев-поповцев

Бракосочетание в старообрядческой Церкви совершается не каждый день. Браки не совершаются:

  • В святки — от Рожества Христова 7 января (25 декабря по старому стилю) до Богоявления 19 января (6 января по старому стилю);
  • По вторникам, четвергам и субботам;
  • Накануне праздников;
  • В пятницу накануне родительских суббот;
  • На масленице;
  • Во все посты (Великий, Петров, Успенский и Рожественский);
  • На светлой пасхальной седмице;
  • В праздники Усекновения главы Иоанна Предотечи 11 сентября (29 августа по старому стилю) и Воздвижения Честнаго Креста 27 сентября (14 сентября по старому стилю).

Таинство Брака, совершаемое в старообрядческой Церкви, состоит из обручения и венчания.

Заключение брака в церкви: как проходит обряд венчания?

В православной вере перед венчанием проводится обручение. Жених и невеста должны будут взять с подноса кольца и надеть его каждый себе. Перед этим нужно трижды передвигать кольца по подносу в направлении друг друга.

Это будет символизировать будущее взаимопонимание и гармонию. Жених с невестой в процессе венчания должны поцеловать образы своих венцов: мужчина образ Иисуса, а женщина — образ Богородицы.

Далее, во время священнослужения, венцы удерживаются над головами брачующихся. При первом венчании они будут класться на головы, при втором — на плечи, а во время третьего церковного бракосочетания венцов не будет. После этого пара пьет вино из чаши, символизируя разделение радости и горя.

Следом за этим пара, держащаяся правыми руками проводится священником вокруг аналоя. Находясь около царских ворот, они целуют образы. Теперь жених целует образ Богородицы, а невеста — Христа Спасителя. Заканчивается венчание целованием креста и передачей двух икон для молодоженов. Для них поют «Многая лета» и поздравляют.

Не будет считаться грехом венчание в церквях других христианских конфессий.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации