Андрей Смирнов
Время чтения: ~6 мин.
Просмотров: 0

Бюджетный кодекс россии 2020

Бюджетная система

Вторая часть кодекса, состоящая из трёх глав, целиком посвящена устройству бюджетной системы государства российского. Это не констатация факта, а законом установленная и закреплённая норма. Изменения бюджетной системы в этом случае возможно только после осуществления процедуры внесения изменений в данный кодекс.

Бюджетная система страны построена по принципу иерархии территориального деления. Она слагается из бюджетов федерального, субъектного и местного уровней. Соответственно устроена и правовая форма бюджетов разного уровня (ст. 11). Каждый бюджет утверждаются в виде законов федерального, регионального и муниципального уровней.

Для целей контроля вводится единая бюджетная классификация (Глава 4 БК РФ). Она основана на делении по принципам доходов, расходов, особенностей финансирования в условиях дефицита, операций управления (ст. 19). Для идентификации этих категорий вводятся коды, в которых зашифрованы (ст. 20, , , 23.1):

  • виды и другие категории доходов;
  • администраторы доходов, расходов и финансирования дефицитов;
  • распорядители средств;
  • категории расходов;
  • источники финансирования дефицитов;
  • операции сектора бюджетного госуправления.

С помощью такой классификации и кодирования создаётся единая система формирования бюджета, управления его динамикой, контроля доходной и расходной части. В конечном итоге всё бюджетное законодательство страны создаёт основу для поддержания баланса доходов и расходов, которые и формирует бюджет.

Основные блоки кодекса

Данный документ разделён на 5 частей, 10 разделов и 30 глав. Это говорит о том, что кодекс содержит большое количество информации, разделённой на множество крупных и мелких блоков. Такая насыщенность продиктована необходимостью унификации процесса для обеспечения принципов непрерывности формирования, обеспечения и выполнения бюджетов любых иерархических уровней.

Всю информацию, сконцентрированную в Бюджетном кодексе РФ, можно объединить в следующие информационные блоки.

  1. Бюджетная система, её характеристики и принципы функционирования. Иерархия системы формируется по принципам единства, самостоятельности, равенства, сбалансированности, совокупного покрытия расходов, прозрачности, достоверности и адресности (ст. 28 БК).
  2. Доходы. Общий перечень доходов бюджетов любого уровня универсален. Однако каждый иерархический уровень формирует свою доходную часть из доминирующих поступлений. Такое сочетание унифицированности и специфичности связано с тем, что на каждом уровне существуют свои налоговые и не налоговые поступления, которые и создают специфику.
  3. Расходы. Эта часть процесса осуществляется в плановом порядке и в соответствии с расходными обязательствами данного бюджетного иерарха (ст. 65 и ).
  4. Сбалансированность. Этот блок раскрывается с помощью нормативов, посвящённых дефициту бюджета (Глава 13), использованию доходов от нефтегазовой сферы экономики, регулированию внутреннего и внешнего долга, межбюджетным трансфертам.
  5. Бюджетный процесс. Это непрерывная цепь действий уполномоченных лиц, которые участвуют в формировании проекта, его утверждения, а так же учёта, исполнения и контроля бюджета как закона. Участниками этого процесса являются персоналии, наделённые соответствующими полномочиями (президент, главы исполнительных и законодательных органов власти), Центробанк, органы финконтроля, распорядители, администраторы и получатели средств (ст. 152 БК РФ).
  6. Проекты. Это первая стадия процесса, которая напрямую зависит от того, как был сформирован и выполнен бюджет предыдущего финансового года. Такая зависимость основана на главном принципе составления проекта – учёте прогноза социально-экономического развития страны и конкретного территориального образования (ст. 169).
  7. Исполнение. Оно осуществляется с помощью кассового плана и сводной бюджетной росписи (ст. 215.1). Кассовый план выполняет функцию каркаса выполнения бюджета. В нём определяется максимально допустимый объём средств, которые используются для финансовых операций (ст. 217.1).
  8. Финансовый контроль. БК РФ предусматривает четыре вида такого контроля – предварительный, последующий, внутренний и внешний. Каждый вид реализуется уполномоченными органами на данном уровне бюджета (ст. 265).
  9. Нарушения и принуждения. Бюджет страны и её структурных частей – это закон, обязательный к выполнению на всех уровнях государственной и муниципальной власти. Не стоит путать два понятия – наказание и принуждение. Первое предусмотрено за правонарушения или преступления в бюджетной сфере. Второе представляет собой меры по обязательным переводам, взысканиям, пеням и прочим процедурам, необходимость которых возникла после обнаружения нарушений.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ построен в соответствии с логикой от общего к частному и от основных процессов формирования и исполнения к контролю и выявлению нарушений в данной сфере.

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 12 ноября 2019 года N 367-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 46, ст. 6413; Российская газета, 2020, 3 апреля) следующие изменения:

1) в части 4 статьи 1 после слов «статьи 64,» дополнить словами «абзаца второго пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 932 (в случае предоставления бюджетного кредита в соответствии с частью 17 статьи 21 настоящего Федерального закона),», слова «пункта 8 статьи 103» заменить словами «пункта 8 и подпункта 2 пункта 18 статьи 103, пункта 3 статьи 1082, пункта 3 статьи 1083, пункта 3 статьи 1084, пункта 3 статьи 1101, пункта 3 статьи 1102 (в части государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации)»;

2) в части 3 статьи 2 слова «Правительства Российской Федерации» заменить словами «, принимаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации,»;

3) статью 21 дополнить частями 16 -18 следующего содержания:

«16. Установить, что в 2020 году в случае размещения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг) доходность к погашению, рассчитанная исходя из цены размещения указанных ценных бумаг, не может превышать ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации (Банка России), увеличенную на 1 процентный пункт, действующую на дату принятия решения о размещении государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации (муниципальных ценных бумаг), если у субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на дату размещения отсутствует кредитный рейтинг не ниже уровня, устанавливаемого Правительством Российской Федерации, от одного или нескольких осуществляющих рейтинговые действия юридических лиц, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

17. Установить, что в 2020 году из бюджета субъекта Российской Федерации бюджету другого субъекта Российской Федерации может быть предоставлен бюджетный кредит на срок до трех лет. Цели предоставления бюджетного кредита и размеры платы за пользование бюджетным кредитом устанавливаются законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации или решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Предоставление, использование и возврат субъектом Российской Федерации указанных бюджетных кредитов, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, из бюджета которого предоставлен бюджетный кредит.

18. Установить, что в 2020 году Правительство Российской Федерации вправе осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации и предоставлять государственные гарантии Российской Федерации с превышением предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» показателей верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации, программ государственных внутренних (внешних) заимствований Российской Федерации, программ государственных гарантий Российской Федерации.»;

4) в статье 3:

а) часть 1 после слов «не распространяются положения» дополнить словами «подпункта 1 пункта 2 (в части предоставления субсидий в случаях, предусмотренных федеральным законом о соответствующем бюджете),»;

б) часть 11 после слов «не распространяются положения» дополнить словами «подпунктов 2 и 3 пункта 2 (в части предоставления субсидий в случаях, предусмотренных законом (решением) о соответствующем бюджете),».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации