Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Какие ограничения в закупках по 44-фз устанавливает аукционный перечень

Конкурентные закупки по 223-ФЗ: законодательное регулирование

223-ФЗ содержит указание на общий порядок проведения конкурентных процедур. Заказчиком по 223-ФЗ может стать одна из следующих компаний:

  1. Госкомпании (например, Ростелеком, Росатом).
  2. Естественные монополии (например, РЖД).
  3. Предприятия коммунальной сферы.
  4. ГУП или МУП (государственные и муниципальные унитарные предприятия).
  5. Автономные учреждения.
  6. Компании, в уставном капитале которой государственная доля превышает 50%.
  7. Бюджетные организации, участвующие в закупках как поставщики.

Информация о проведении конкурентных закупок подлежит размещению в ЕИС. При этом сами закупочные мероприятия допускается провести на любой электронной площадке: сегодня их число превысило 150 (для сравнения: по 44-ФЗ закупки проводятся на 6 площадках, аккредитованных правительством).

Различают конкурентные и неконкурентные способы закупок. К конкурентным относят те, которые производятся через торги, а также без торгов. В числе закупок на торгах различают аукционы и конкурсы. Закупки без торгов — это запрос предложений, котировок и конкурентные переговоры. Неконкурентные способы закупки – это, например, закупка у единственного поставщика.

Аукционом называется конкурентный способ закупки, когда победителем становится лицо, которое предложило наиболее низкую цену договора. Целью данной закупки является снижение издержек заказчика и приобретение товара и услуги по максимально низкой цене.

Помимо начальной цены (максимальной цены контракта) по аукциону заказчикам следует определиться с шагом аукциона, а именно с денежным интервалом, с учетом которого поставщики будут изменять свое ценовое предложение. Обычно это 3-5% от цены контракта.

При конкурсе победителем признают лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и оценками сопоставления заявок. Способ закупки через конкурс целесообразно использовать, если заказчику важна не только цена, но и другие параметры закупки. Победителем конкурса становится лицо, которое сумело предложить наилучшие условия исполнения договора.

Различают несколько видов конкурса: обычный конкурс (когда заявки подаются в бумажных конвертах) и закупки в электронном виде на ЭТП в соответствии с регламентом. В ближайшее время все закупки планируется перевести в электронный формат, так как он отличается большей прозрачностью реализуемых торгов.

Нередко конкурс именуется в закупочной документации тендером (чтобы избежать распространения на него отдельных норм Гражданского кодекса), но суть у этих двух процедур одна.

Еще одна разновидность конкурса – многоэтапный конкурс. На первом этапе участники предоставляют свои заявки без указания цены, а также документы, которые подтверждают соответствие требованиям. К участию в следующем этапе допускаются только одобренные комиссией по закупке участники по результатам первого этапа.

Запрос предложений по своей сути аналогичен конкурсу. В ходе такой закупки побеждает лицо, заявке которого был присвоен первый номер. Это своего рода «миниконкурс», при котором оценка производится по комплексу критериев, каждому из которых присвоен свой удельный вес. Особенность запроса предложений состоит в том, что заказчик вправе отказаться от заключения договора с победителем.

При запросе котировок побеждает участник, предложивший самую низкую цену. Это наиболее простая закупочная процедура.

Конкурентные переговоры – это способ закупки без торгов, предполагающий проведение переговоров с поставщиками. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Конкурентные способы закупки могут проводиться среди неограниченного круга участников либо среди тех, кто прошел предварительный предквалификационный отбор.

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ регулируется статьями 3.2-3.5. Закон 223 содержит только общие требования к проведению закупок. Тогда как основные требования к закупкам прописываются в Положении о закупках, которое утверждено внутри компании-заказчика по 223-ФЗ. В этом документе заказчик указывает такие сведения, как:

  1. Способы проведения закупок, которые применяются заказчиком.
  2. Условия применения конкурентных и неконкурентных закупочных процедур.
  3. Порядок подписания контрактов, их исполнения и внесения изменений.
  4. Перечень товаров, которые закупаются выбранным способом.
  5. Правила подготовки и проведения процедуры закупки.
  6. Требования к обеспечению контракта и порядок его расчета.
  7. Прочие параметры закупки.

Отсутствие жестких рамок к проведению закупок отличает 223-ФЗ от 44-ФЗ. Последний закон четко определяет, в каких случаях заказчики должны применять тот или иной способ.

Исключения из правил

Заказчик вправе не проводить ЭА даже при наличии предмета заказа в вышеуказанном списке в следующих случаях.

  1. При наличии возможности провести двухэтапный или конкурс с ограниченным участием.
    К примеру: продукты пищевые (ОКПД2-10) включены в список, однако, согласно пункту 6 приложения № 2 к постановлению от 04.02.2015 № 99,
    имеется возможность провести конкурс с ограниченным участием при поставке пищевых продуктов, закупаемых для образовательных и иных организаций, при НМЦК более 500 000 руб.
  2. При приобретении пищевых продуктов, напитков, закупаемых для учреждений, осуществляющих образовательный процесс и отдых детей, медицинских организаций, учреждений социального обслуживания, организаций отдыха детей.
  3. При закупке детской одежды.
  4. При проведении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
    Хотя работы строительные (ОКПД2-43) включены в список, заказчик вправе провести открытый или с ограниченным участием конкурс, в зависимости от размера НМЦК на данные специализированные работы.
  5. При проведении услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея).
  6. При приобретении сувенирных и подарочных бюллетеней для голосования на выборах и референдумах.
  7. При закупках услуг по обмену жилого недвижимого имущества.

Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС

Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание

В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года

Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Последние изменения

За время своего действия перечень претерпевал определённые изменения.

  1. Последние корректировки связаны с изменением позиции кода 26 — Оборудование электронное и оптическое — ранее из неё исключались коды продукции 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150. На текущий момент все объекты данного кода должны закупаться посредством электронного аукциона без исключений.
  2. Товары под кодом 32.5, наоборот, дополнились рядом исключений: теперь медицинские инструменты и оборудование по коду ОКПД2 32.50.11, 32.50.12, 32.50.13.120, 32.50.13.190, 32.50.22.110 — 32.50.22.122, 32.50.22.190, 32.50.30.110 можно закупать любым удобным для заказчика способом, не противоречащим иным положениям законодательства.

Электронный аукцион

Это самая прозрачная и формализованная процедура, к тому же наиболее выгодная для заказчика с точки зрения получения лучшей цены. Неудивительно, что электронный аукцион является наиболее популярной процедурой закупки. Существует перечень, утвержденный распоряжением Правительства от 21.03.2016 № 471-р, товары, работы и услуги из которого можно закупать только через электронный аукцион. Кроме того, заказчик может самостоятельно выбрать эту форму закупки, если закон запрещает ему закупить объект у единственного поставщика или через запрос котировок, и если решающим критерием выбора является цена, а не качество товара или квалификация исполнителей.

Неоспоримые преимущества электронного аукциона заключаются в следующем:

  • организационные моменты берет на себя оператор торговой площадки;
  • участники аукциона неизвестны заказчику, что резко снижает коррупционные риски;
  • минимальные претензии со стороны проверяющих органов, поскольку аукцион является наиболее прозрачной процедурой;
  • небольшое количество ограничений для проведения электронного аукциона.

Но этот способ определения поставщика не лишен и недостатков:

  • качество товара уходит на второй план, а решающим критерием победы является цена;
  • проведение электронного аукциона — довольно сложная и многоэтапная процедура;
  • зависимость от оператора ЭТП и риск технических сбоев;
  • невозможность выделения нескольких лотов.

Понятие и основания проведения электронного аукциона

Под электронным аукционом понимаются торги в электронном формате, которые проводятся на ЭТП, и победителем которых становится лицо, которое предложившее самую низкую цену исполнения государственного (муниципального) контракта

Кроме цены, другие параметры исполнения контракта для заказчика не имеют столь важного значения

В ч. 1 ст. 59 44-ФЗ приведены характерные черты закупки в электронном виде в формате аукциона:

  1. Информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц.
  2. Сведения о закупке указываются в ЕИС: здесь размещается извещение о закупке и документация по нему.
  3. К участникам закупки предъявляются единые требования.
  4. Проведение аукциона обеспечивает оператор электронной площадки.

Заказчик выбирает продукцию для закупок через аукцион на основании ОКПД-2. При этом такой товар, работа или услуга не должны подпадать под ограничения 44-ФЗ, то есть в их отношении не должна быть установлена необходимость проведения закупки в закрытой форме.

Заказчики обязаны проводить закупку в форме аукциона в случае, если  товар входит в аукционный перечень, утвержденный Правительством (по Распоряжению Правительства от 2016 года №471-р), или в дополнительные перечни из утвержденных субъектами РФ.

Включение товаров, работ и услуг в перечни осуществляется при одновременном выполнении нескольких условий:

  1. У заказчика есть возможность сформулировать четкое и подробное описание объекта закупки.
  2. Критерии определения победителя аукциона обладают количественной и денежной оценками.

При этом в ч. 3 ст. 59 44-ФЗ предусмотрено право заказчика на закупки товаров, работ и услуг через проведение электронного аукциона, которые не входят в утвержденные Правительством и регионами перечни.

В перечнях товаров, работ и услуг находятся более 50 классов ОКПД-2, в частности:

  • пищевые продукты и напитки;
  • бумага;
  • одежда;
  • горнодобывающая продукция;
  • лекарства;
  • сельхозтовары и услуги;
  • компьютеры;
  • строительные работы и пр.

На основании п. 2 ст. 59 44-ФЗ заказчику предоставлены некоторые послабления по вопросу обязательности применения закупок в виде электронного аукциона. Так, при НМЦК до 500 тыс. р. заказчик вправе выбрать запрос котировок  независимо от того, представлен ли товар в перечне от Правительства. При заказе товаров, работ и услуг, которые можно приобрести через запрос предложений или у единственного поставщика заказчик также вправе отойти от формата электронного аукциона.

Какие ТРУ входят в аукционный перечень по 44-ФЗ

Из ресурсов в перечень вошли уголь (05), нефть сырая и газ (06), металлические руды (07), продукция горнодобывающих производств (08). Также в список вошли услуги в области добычи полезных ископаемых (09).Что касается одежды (код 14), то в перечень не включена детская одежда.

Также в списке представлены табачные изделия (12), текстиль (13), бумага и изделия из нее (17), средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях (21), электрическое оборудование (27).

Каталог против заказчика: как планировать закупки, если КТРУ постоянно дополняют

Чтобы вовремя исправить плановые документы под новые позиции каталога ТРУ используйте проверенные нами быстрые способы поиска по каталогу и алгоритм обновления плановых закупок. Ведь ежедневно в каталоге ТРУ появляются десятки новых позиций и только за декабрь их набралось две тысячи. Если вовремя не учесть обновление каталога в плане — закупки встанут до тех пор, пока вы не исправите ошибку.

Из работ и услуг в перечень входят, в частности:

  • ремонт машин, монтаж (33);
  • очистка воды и водоснабжение (36);
  • сбор, обработка и удаление отходов, утилизация отходов (38);
  • работы строительные специализированные (код 43, кроме кода 43.13) и т.д.

Обратите внимание, что из списка исключаются товары, работы и услуги, закупки которых заказчик вправе проводить путем конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса

Перечень электронных торговых площадок для работы по 223-ФЗ

Перечень площадок, на которых вправе работать заказчики по 223-ФЗ, не так строго регламентирован. Торги по этому закону могут проводиться на одной из функционирующих 200 площадок. Такие площадки не должны проходить предварительный Правительственный отбор, и критерии выбора площадки заказчик определяет по своему усмотрению.

Перечень некоторых электронных торговых площадок для работы по 223-ФЗ:

  • Сбербанк АСТ;
  • НЭП ММВБ, каталог 223-ФЗ;
  • ГазНефтеторг.ру;
  • РТС-тендер, секция 223-ФЗ;
  • Заказ РФ;
  • РАД;
  • ONLINECONTRACT;
  • ETPRF;
  • УТП SETonline;
  • РУССИА ОнЛайн;
  • ELTorg;
  • ЭТП АукционЦентр;
  • ЭТП Электронный капитал;
  • ЭТП zakupki21.ru;
  • ЭТП ТОРГИ 223;
  • ЭТП БашЗаказ;
  • КЭТП.

Крупнейшие заказчики по 223-ФЗ нередко организуют собственные ЭТП для проведения закупок. Это, например, площадки Роснефти, Газпромбанка, ВТБ или РЖД.

Если в рамках 44-ФЗ действует две группы электронных торговых площадок: ЭТП для проведения закупки в открытой форме и для закрытых закупок, то в рамках 223-ФЗ можно выделить три группы площадок:

  1. Для проведения закупок по 223-ФЗ в электронной форме.
  2. Для проведения закупок среди СМП по нормам ч. 10 ст. 3.4 223-ФЗ.
  3. Для проведения закрытых закупок в электронном виде.

Согласно требованиям 223-ФЗ, заказчики должны закупать не менее 18% от СГОЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства (по Постановлению Правительства №1001 от 2019 года). За соблюдением таких лимитов контролирующие инстанции строго следят и более жестко регулируют процесс закупок.

При проведении закупок среди представителей малого бизнеса заказчик по 223-ФЗ обязан придерживаться электронной формы проведения закупки. При этом тендер он может организовать только на одной из площадок по утвержденному Правительством перечню. Этот перечень площадок полностью соответствует тому, который утвержден для работы по 44-ФЗ и включает в свой состав 8 площадок. Это АО «АГЗ РТ», АО «ЕЭТП», АО «РАД», АО «ТЭК-Торг», АО «ЭТС», ЗАО «Сбербанк АСТ», «РТС-тендер», «ЭТП ГПБ».

В перечень площадок, которые подходят для проведения закупок в закрытой форме, включили только одну площадку, согласно ч. 4 ст. 3.5 223-ФЗ. Это ЗАО «АСТ ГОЗ».

Тарифы

При проведении закупки среди СМП по 223-ФЗ плата с победителя закупки взимается также в размере 1% от НМЦК и в сумме не более, чем 2000 р. В остальных случаях операторы никак не ограничиваются при формировании тарифов.

Тарифы на участие в закупках серьезно варьируются в зависимости от ЭТП. Так, в Сбербанк АСТ предусмотрено два тарифных плана для участников закупок по 223-ФЗ. По тарифу «Базовый» участникам открывается доступ к закупкам на 30 дней после активации тарифа за 7800 р. По тарифу «Профессиональный» плата составит 85 тыс. р., и за эту сумму участник вправе безлимитно принимать участие во всех закупках по 223-ФЗ в течение года. Отдельный бесплатный тариф предусмотрен для закупок малого объема на сумму до 100 тыс. р.

На РТС-тендер 1 месяц участия в закупках для поставщиков составит 11900 р., 3 месяца – 23900 р. Безлимитное участие в закупках на 12 месяцев обойдется участникам в 95900 р. Полный спектр сведений по тарифам в рамках 223-ФЗ содержится здесь.

Небольшие ЭТП предлагают более лояльные ценовые условия для участников. Например, на Башзаказ.ру компании могут принять участие в закупках на сумму до 200 тыс. р. бесплатно. На площадке torgi223.ru ежемесячная плата за участие в закупках с участников не взимается. Плата взимается только с победителя закупки в размере 0,27% от НМЦК и не более 10 тыс. р. Если заказчик не определил НМЦК, то взимается фиксированная плата с победителя в размере 10 тыс. р. Плата с участников торгов на сумму до 100 тыс. р. не взимается.

Таким образом, ЕИС следует отличать от ЭТП: это разные ресурсы с отличающимся друг от друга функционалом. В ЕИС содержатся данные обо всех проводимых госзакупках и перечень документации, включая протоколы, договоры и извещение, тогда как сами торговые операции в ЕИС не проводятся из-за отсутствия нужного функционала. Заказчики по 44-ФЗ могут проводить закупку только на одной из отобранных Правительством площадок. Заказчики по 223-ФЗ не ограничены в выборе площадок для проведения закупок в электронном виде, кроме закупок, которые проводятся среди представителей малого бизнеса по 44-ФЗ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Аукционный перечень по состоянию на 01.10.2019

Исключения уточняйте в распоряжении правительства № 471-р от 21.03.2016.

Код по ОКВЭД

Наименование

01

Продукция и услуги сельского хозяйства и охоты (кроме кодов 01.4, 01.7)

02

Продукция лесоводства, лесозаготовок и связанные с этим услуги

03

Рыба и прочая продукция рыболовства и рыбоводства; услуги, связанные с рыболовством и рыбоводством

05

Уголь

06

Нефть сырая и газ природный

07

Руды металлические

08

Продукция горнодобывающих производств прочая

09

Услуги в области добычи полезных ископаемых

10

Продукты пищевые

11

Напитки

12

Изделия табачные

13

Текстиль и изделия текстильные

14

Одежда

15

Кожа и изделия из кожи

16

Древесина и изделия из дерева и пробки (кроме мебели); изделия из соломки и материалов для плетения

17

Бумага и изделия из бумаги

19.1

Продукция коксовых печей

19.2

Нефтепродукты

19.30.11

Уголь и антрацит агломерированный

20

Вещества химические и продукты химические

21

Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях

22

Изделия резиновые и пластмассовые

23

Продукты минеральные неметаллические прочие (кроме кодов 23.13.13.140, 23.13.13.142, 23.32.12, 23.41.11.110, 23.41.12)

24

Металлы основные

25

Изделия металлические готовые, кроме машин и оборудования (кроме кодов 25.30.2, 25.71.14.120, 25.71.14.130, 25.40.1)

26

Оборудование компьютерное, электронное и оптическое

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.06.2019 N 1177-р)27

Оборудование электрическое

28

Машины и оборудование, не включенные в другие группировки (кроме кодов 28.22.18.150, 28.99.39.150)

29

Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы

30

Средства транспортные и оборудование, прочие (кроме кодов 30.1, 30.3, 30.92.2)

32.5

Инструменты и оборудование медицинские (кроме кодов 32.50.22.120, 32.50.22.121, 32.50.22.190)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 03.06.2019 N 1177-р)32.9

Изделия готовые, не включенные в другие группировки

33

Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования

35.30.2

Лед; услуги по подаче охлажденного воздуха и холодной воды

36

Вода природная; услуги по очистке воды и водоснабжению

37

Услуги по водоотведению; шлам сточных вод

38

Услуги по сбору, обработке и удалению отходов; услуги по утилизации отходов

41.2

Здания и работы по возведению зданий

42

Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства

43

Работы строительные специализированные (кроме кода 43.13)

45

Услуги по оптовой и розничной торговле и услуги по ремонту автотранспортных средств и мотоциклов

46

Услуги по оптовой торговле, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

47

Услуги по розничной торговле, кроме розничной торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

49

Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (кроме кодов 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.02.2018 N 213-р)50

Услуги водного транспорта

52.2

Услуги транспортные вспомогательные (кроме кодов 52.21.19.114, 52.21.3)

53

Услуги почтовой связи и услуги курьерские (кроме кода 53.20.11.190)

55

Услуги по предоставлению мест для временного проживания (кроме кодов 55.30.12, 55.90.19 — в части услуг по организации отдыха и оздоровления детей)

(в ред. распоряжения Правительства РФ от 10.08.2016 N 1682-р)56

Услуги общественного питания (кроме кодов 56.10, 56.21)

58

Услуги издательские (кроме кодов 58.19.12, 58.19.15)

61

Услуги телекоммуникационные

64

Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению

66

Услуги вспомогательные, связанные с услугами финансового посредничества и страхования (кроме кодов 66.11.12.140, 66.19.32 — в части услуг, оказываемых при осуществлении управления остатками средств на едином счете бюджета, 66.12.11 — в части услуг по организации облигационных займов)

68

Услуги по операциям с недвижимым имуществом (кроме кода 68.31.16)

79.11

Услуги туристических агентств

81.21.10

Услуги по общей уборке зданий

81.22.11

Услуги по мытью окон

81.22.12

Услуги по чистке и уборке специализированные

81.22.13

Услуги по чистке печей и дымоходов

81.29.11

Услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации

82.92

Услуги по упаковыванию

95

Услуги по ремонту компьютеров, предметов личного потребления и бытовых товаров

96

Услуги персональные прочие (кроме кодов 96.02.1, 96.03, 96.09.12, 96.09.19)

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации