Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Когда должностное лицо несёт административную ответственность?

Дополнительные моменты

Важно знать, что действующий в России Кодекс по поводу правонарушений административной природы является значительным шагом вперед по реализации действительной кодификации законодательства административной отрасли права. Так, его возникновение поставило конкретные задачи перед правоприменительной практикой и наукой:

  • Широкая пропаганда нового КОАП для доведения соответствующих положений до информированности отдельных граждан.
  • Достаточно глубокое изучение нормативов действующего Кодекса практическими сотрудниками структур административной юрисдикции для максимально эффективного его использования.
  • Разработка и дальнейшее изучение со стороны ученых соответствующей отрасли права отдельных проблем и вопросов теории административно-правового типа, административного процесса (здесь весьма важную роль играет формирование института юстиции), административной деликтологии.

Необходимо отметить, что определенные положения КОАП носят достаточно спорный характер в плане правовой теории, и это соответствующим образом воспринимается нормативно-правовыми актами субъектов Федерации по поводу правонарушений административной природы. Именно поэтому на сегодняшний день предельно острая необходимость в некотором совершенствовании структуры и содержания КОАП.

Как происходит привлечение к ответственности

Факт нарушения могут фиксировать уполномоченные органы и должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ. Например, нарушения ПДД могут устанавливаться сотрудниками ГИБДД при патрулировании улиц, остановке автотранспорта, выезде на место аварии. По каждому факту нарушения составляется процессуальный протокол, в содержании которого указываются все обстоятельства проступка:

  • время и место противоправного действия или бездействия;
  • сведения о личности нарушителя, потерпевшего и свидетелей;
  • данные о должностном лице, составившем протокол;
  • норма правил, которая была нарушена;
  • статья КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за проступок;
  • обстоятельства нарушения – в чем заключалось виновной действие или бездействие, характер и степень последствий, описание места происшествия и т.д.;
  • дополнительные факторы, которые могут повлиять на выбор и размер санкции – состояние опьянения у нарушителя, отказ подчиниться законному требованию о прекращении противоправной деятельности и т.д.

При составлении протокола нарушителю предлагается дать свои объяснения или представить возражения – они должны быть отражены в тексте документа. Кроме того, потенциальному нарушителю разъясняется право на защиту, в том числе на участие адвоката во всех процессуальных действиях.

По отдельным статьям КоАП РФ, дело может быть рассмотрено сразу на месте выявления нарушения. Для этого составляется постановление с указанием примененной меры воздействия. Оспорить постановление, вынесено по факту нарушения, можно через вышестоящее должностное лицо, либо в судебном порядке.

Если дело не может быть рассмотрено должностным лицом, составившим протокол, административный материал направляется в суд, либо в иной уполномоченный орган. Привлечение к ответственности в этом случае проходит по следующим правилам:

  • нарушитель извещается о времени и месте рассмотрения дела – это может быть сделано при составлении протокола, либо направляется судебная повестка или иной аналогичный документ;
  • дело может рассматриваться даже без участия нарушителя, если он был уведомлен о времени и месте заседания – исключение составляют только случаи, когда виновному лицу грозит арест;
  • вид и размер санкции фиксируется в постановлении, которое вручается нарушителю или направляет по месту его регистрации.

Если статьей КоАП РФ предусмотрено наказание в виде ареста, лишения специального права или выдворение за пределы РФ, рассмотреть дело может только суд.

Для привлечения к ответственности учитываются квалифицирующие обстоятельства, а также смягчающие и отягчающие факторы. Дополнительная квалификация заключается в установлении признаков, существенно повышающих общественную опасность проступка. К ним относится повторность нарушения, наличие неснятой административной санкции, совершение проступка группой лиц и т.д.

Наличие смягчающих обстоятельств позволяет использовать минимально возможную санкцию по статье КоАП РФ. Законом не ограничен перечень таких факторов, поэтому при рассмотрении дела они будут устанавливаться в индивидуальном режиме. Например, к таким обстоятельствам относится несовершеннолетний возраст нарушителя, совершение проступка в период беременности и т.д. На размер наказания повлияют и положительные характеристики, представленные нарушителем или его защитником. Отягчающими факторами признается состояние опьянения, несовершеннолетний возраст потерпевшего и т.д.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ

     Сущностью материальной ответственности должностного лица любой организации является возмещение вреда работником, причинившим ущерб. Конечно, зачастую, должностных лиц организации ожидают еще более неприятные последствия: административная и уголовная ответственность, — тем более что административное и уголовное законодательство предлагают огромный «выбор» статей, которые могут быть применены. Именно о материальной ответственности должностных лиц мы поговорим в данной статье.     Правовой основой привлечения любого лица к материальной ответственности являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).    Так, части 2 ГК РФ гласит, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.    Однако не забывайте, что должностное лицо организации является наемным работником, которого с данным предприятием связывают трудовые отношения. Соответственно, применяться в таких ситуациях должен ни ГК РФ, а Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — ТК РФ).    В соответствии со ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника при этом не подлежат.    По общему правилу, установленному трудовым законодательством, размер ответственности работника не может превышать среднего месячного заработка (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 г. N 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).    Согласно ТК РФ письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.    Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.    Отметим, что Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 г

N 85 утвержден должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также Типовые формы договоров о полной материальной ответственности.    Независимо от того, закреплена полная материальная ответственность в трудовом договоре или нет, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на любое должностное лицо в следующих случаях ( ТК РФ):    — когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;    — недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;    — умышленного причинения ущерба;    — причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;    — причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;    — причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом;    — разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами;    — причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.    Обратите внимание в связи с этим, что ТК РФ также гласит, что в трудовом договоре, заключаемом с главным бухгалтером, заместителями руководителя организации возможно установление условия о полной материальной ответственности

Административное право, как закон для должностного лица

Для юридических и должных лиц в КоАП имеются свои типы ответственности. Для гражданина по большей части наказания применяют за невыполнение или не корректное исполнение возложенных компетенций.

Административная ответственность должностных лиц распространяется на все сферы деятельности. Часто наказание гражданину назначается по нормам уголовного законодательства. В этом уголовном праве должностное лицо характеризуется объектом, который на постоянной основе или на ограниченный срок выполняет компетенции представителя государственной власти. В УК РФ этому аспекту посвящена 30-я глава.

Административное нормотворчество в этом плане намного больше и глубже дает понимание должностному лицу. Субъектом правонарушений выступает лицо, которое совершило нарушение в области своих компетенций. И это не всегда директора и руководители подразделений, но и рядовые сотрудники государственного аппарата, которые выполняют управленческие, организационные и контролирующие функции.

«За» и «против» должностных лиц

Права и обязанности должностных лиц — это неотъемлемые «за» и «против» всего юридического статуса таких граждан. Ведь вопросы придания ответственности этим лицам следует повествовать от имени этих граждан. Структура государственных органов построена на принципе защиты правящего строя и борьбе с отсутствием законной мысли. Главной функцией всей системы выступает аргументированное, легитимное, честное привлечение нарушителя к ответственности по закону. В рамках такого процесса определяют государственных представителей, являющимися должностными лицами и осуществляется наделение компетенциями.

В России более сотни контролирующих органов имеют дела с административными нарушениями. Например, органы внутренних дел насчитывают более 50 типов таких нарушений, начиная от области дорожного передвижения и заканчивая защитой правопорядка. В этих структурах должностными лицами выступают руководители подразделений и их заместители. Они же и выносят на рассмотрение все правонарушения касательно части норм регулирования.

Функции должностных лиц

Рассмотрение функциональных обязанностей различного рода должностных лиц лучше проводить на примере. Так, ОВД охватывают значительную часть всех функций в сфере предупреждения и предотвращение нарушений. Совершается изучение случаев по таким обстоятельствам, как алкогольное опьянение в общественном месте, хулиганство, не соблюдение правил и норм дорожного движения, положений на государственной границе и т. д.

Управление ОВД охватывает множество областей из жизни населения, при этом она не всевластна

Важно обозначить, что при попытке не законного действия или бездействия должностное лицо также может быть выявлено и наказано соответствующими органами правопорядка

Нарушение прав должностными лицами

В одной из частей Административного кодекса присутствует более 400 пунктов. Из которых более 300 отражают предмет ответственности должностного лица. Большая часть статей отражает аспекты бизнеса и управления. При этом стоит выделить некоторые области, в которых регулируется данный вопрос:

  • Контроль управления (в 19 главе 19 статей).
  • Ущемление гражданских прав (в 5 главе 50 статей).
  • Контроль военного обеспечения (в главе 21 4 статьи).
  • Защита имущества (в 7 главе 29 статей).
  • Область таможни (в 16 главе 21 статья).
  • Обеспечение защиты экологии и природопользованию (в 8 главе 38 статей).
  • Информационные технологии и связь (в 13 главе 23 статьи).
  • Бизнес, налоги и финансы (в 14 и 15 главах 59 статей).
  • Животноводство и сельское хозяйство (в 10 главе 14 статей).
  • Покушение на государственные органы власти (в 17 главе 10 статей).
  • Энергетика (в 9 главе 14 статей).

В итоге получаем целый комплекс мер для ответственности государственных служащих, которые отражают почти все возможные сферы деятельности человека.

5 важных нюансов привлечения к административной ответственности

quote:Originally posted by Cazador:Поэтому и спрашиваю для каких целей и где писать «привлекался/не привлекался», если речь не о сугубо академическом интересе.

Речь сугубо об академическом интересе. Советов что и где писать как раз мне не нужно. Я хочу разобраться с понятием.Андрей85 10-09-2017 22:53quote:Originally posted by TIR:Совершенно неверно.

Никто не знает ответа, но все играют в угадайку.

Привлечен с момента административного протокола, с момента получения постановления, с момента вступления в законную силу? Неизвестно.

Вам привели уже статью 4.6 КоАП, в ней и содержится ответ. С момента вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности.Протокол — документ фиксирующий обстоятельства АПН. Постановление — документ, назначающий наказание (освобождающий от ответственности) по результатам рассмотрения дела. Но пока оно не вступило в законную силу оно не имеет юридически значимых последствий.

Главная▲▼

Кто привлекает к административной ответственности?

Ни рядовой работодатель, ни сосед с верхнего этажа (если конечно, он не полковник милиции, шутка), ни злой директор учебного заведения привлечь к административной ответственности НЕ МОЖЕТ. Этим занимаются лишь специально уполномоченные лица. Рассерженный учитель вправе подать ходатайство на возбуждение дела, но непосредственно запустить всю процедуру он, повторюсь, не в состоянии.

В подавляющему большинстве органом, курирующим эти вопросы является полиция. Именно к её ведению относится разбор даже незначительных правонарушений (незначительных в том смысле, что до полноценной уголовщины не дотягивают). Все проступки описаны в специальном кодексе — КоАП РФ. В него входит всякое разное, начиная от посягательств на права граждан, вопросы по защите окружающей среды и мелкие дорожные происшествия.

Важный нюанс.

Составлять протокол имеет право только специально-уполномоченное лицо. Все они перечислены в статье 28.3 КоАП РФ. Такой пример: ваш ребенок решил перейти дорогу в неположенном месте. За этим делом его поймал некий Иванов — сотрудник патрульно-постовой службы. Им был оформлен протокол, и ваше чадо привлекли к административной ответственности. В этом случае Вас и вашего ребёнка выручит как раз таки статья 28.3. Иванов, пусть и является сотрудником гос. служб, не принадлежит к ГИБДД, а только она — ГИБДД, имеет право составлять подобные протоколы в подобных ситуациях. Следовательно, это даёт право совершенно законно ничего не платить и  вообще избежать наказания.

Ошибка юристов.

Некоторые юристы могут дать совет, что если даже вас привлекли к ответственности, но протокол был составлен позже оговоренных статьей 28.5. КоАП РФ сроков — то это даёт право обжаловать постановление. Так вот, это не так. Временные рамки, указанные в статье являются номинальными. Они не жёсткие и прицепиться к ним не удастся.

Обжалование дела?

Можно. Законом даётся целых 10 суток сделать это (Статья 30.3 КоАП). И даже если этот срок был пропущен, то соответствующая просьба в вышестоящую инстанцию исправит положение. При наличии уважительных причин, разумеется.

Соотношение обычных и должностных лиц

По закону можно понять, что должностное лицо выступает как представитель государственного органа, так и определенные категории рядовых сотрудников. И в этом понимании рождается разногласие, так не совсем ясно, какое отличие несут между собой эти два понимания.

Исходя из закона об административных правоотношениях, категория должностного лица определяется лицами, которые работают в правительственных и смежных структурах, выполняя комплекс полномочий управленческого характера. Плюс ко всему этому можно приписать рядовых лиц, которые выполняют деятельность по предпринимательству, т. е. индивидуальных предпринимателей или привычных ИП. И на фоне этого сравнения образуется ряд споров и вопросов, что к чему относится, и кто за что отвечает.

На первый взгляд собственный бизнес под юридически оформленным индивидуальным предпринимательством видится далеким от привычного понимания, что такое должностное лицо. Вся деятельность ИП нацелена на получение прибыли, и по своей природе больше похожа на организацию юридического лица. Однако причины нарушений, характер поступков и мотивы могут указать на индивидуальность ИП по сравнению с юридическим или должностным лицом. Такая закономерность не случайна. За последние несколько лет правительство все больше и больше отодвигает грани отождествления должностного лица и ИП. А практика показывает, что ответственность ИП формируется с гарантом на собственный бизнес. Все это не проходит без изменений тем самым меняя и корректируя законы и нормативные документы. Так, например, нарушение вопросов пользования земельным имуществом для ИП будет расцениваться, как категория юридической силы с последующими штрафами и наказаниями.

Должностное лицо как пример из жизни

Исходя из юридического статуса, определение должностного лица — это сложная задача. Все нормативные документы лишены четких разграничений по типам профессий. Из этого следует, что все нужно рассматривать на примере из жизни.

Часто большинство людей, устраиваясь на предприятие, не могут определить свою принадлежность к должностному лицу. Для такой градации и определения статуса необходимо обратиться к обязанностям и правам нового сотрудника. Возьмем, к примеру, уборщика. И здесь встает вопрос, а может ли сотрудник с такой должностью иметь статус должностного лица? И по факту – может, если во время оформления на работу подпишет документ о несении материальной ответственности. В такой ситуации у сотрудника появляются полномочия распоряжаться выделенными товарными средствами в зависимости от своих усмотрений и для решения своих задач. Эта практика встречается довольно редко, но иногда сам работодатель делегирует часть своих функций на других, тем самым сосредотачиваясь на более масштабных задачах. Как это сказывается в дальнейшем на предприятии вопрос времени. Однако нельзя забывать об особом типе ответственности, который также получает работник с приобретением данного статуса. А это напрямую возлагает санкции, если будут допущены нарушения всего предприятия.

Судебная практика по статье 2.4 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-149 от 31.05.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-50 от 21.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-106 от 18.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-136 от 15.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-113 от 20.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-59 от 21.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-58 от 20.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-60 от 22.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-63 от 15.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД16-83 от 22.04.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор

Глава 2 — другие статьи

  • Статья 2.1. Административное правонарушение
  • Статья 2.2. Формы вины
  • Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность
  • Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания
  • Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц
  • Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств
  • Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости
  • Статья 2.7. Крайняя необходимость
  • Статья 2.8. Невменяемость
  • Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения
  • Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

Как исполняется наказание

Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано в течение 10 суток. На весь срок рассмотрения жалобы постановление не вступает в силу. Порядок исполнения назначенных санкций будет зависеть от их вида:

  • штраф должен быть уплачен добровольно в течение 60 дней – несоблюдение этого срока приведет к принудительному удержанию через приставов;
  • для отбывания ареста гражданин помещается в спецучреждение МВД;
  • для обязательных работ нарушитель должен получить предписание пристава и самостоятельно прибыть на предприятие;
  • выдворение может происходить в добровольном или принудительном режиме – во втором случае перемещением через границу занимаются сотрудник МВД и пограничной службы;
  • лишения права управления происходит путем добровольной сдачи бланка водительского удостоверения, либо его принудительного изъятия сотрудниками ГИБДД,

За нарушение порядка исполнения санкции грозит дополнительная административная ответственность. Нарушителю будет назначен новый штраф, либо использован арест и обязательный работы.

Меры пресечения наказаний

Учитывая все сферы влияния, на которые оказывает воздействие должностное лицо нельзя забывать о законных наказаниях, присутствующих в российской практике. Так, например, применение определенных санкций к организации напрямую перекладывается на должностное лицо за счет дисквалификации или административного штрафа.

Обычно штраф соизмеряют с официальной заработной платой, т. е. по числу окладов, а дисквалификация — это лишение прав занимать назначенную должность на определенный срок по решению суда. Примером таких должностей могут быть как высшие должностные сотрудники Правительства, регионов или округов, так и муниципальные должностные лица.

Виды ответственности

Суд или иное уполномоченное ведомство не могут произвольно устанавливать меры воздействия к нарушителям. Все виды санкций перечислены в главе 3 КоАП РФ, а для привлечения к ответственности за конкретное нарушение нужно выбирать наказание в пределах статьи кодекса. К основным видам ответственности закон относит:

  • предупреждение – выносится в письменной форме, если проступок имеет малозначительную или небольшую общественную опасность, либо применяется в качестве замены штрафу;
  • штраф в денежной форме – может выражаться в фиксированной сумме, либо в кратных величинах (от кадастровой стоимости недвижимости, стоимости предмета и т.д.);
  • лишение специального права – назначается на срок, не превышающий 3 лет, а для его восстановления может потребоваться повторная процедура получения права;
  • арест – применяется на срок не более 15 суток, а по отдельным составам может увеличиваться до 30 дней;
  • дисквалификация – подразумевает запрет на занятие определенных должностей, если проступок был связан со служебной деятельностью;
  • обязательные работы – заключаются в безвозмездной трудовой деятельности на предприятиях, утвержденных муниципальными властями;
  • приостановление деятельности – данная санкция может грозить только компаниям и ИП.

Назначить сразу два основных вида наказания нельзя, однако по делам о нарушении ПДД суд может одновременно установить штраф и лишить права управления транспортом (второй вид наказания будет являться дополнительной санкцией).

Дополнительными санкциями, назначение которых зависит от суда или иного ведомства, могут являться выдворение за пределы РФ (для иностранцев и лиц без гражданства), конфискация, запрет на посещение спортивных мероприятий. Для наказания по главе 12 КоАП РФ дополнительным видом ответственности может являться лишение права управления.

На выбор санкции может существенно повлиять статус нарушителя. Например, запрещено направлять под арест беременных женщин, несовершеннолетних детей, военнослужащих и ряда иных категорий граждан. Обязательные работы также не могут использоваться для наказания беременных женщин, женщин с детьми до 3 лет, инвалидов и иных субъектов. Определение статуса нарушителя происходит при составлении протокола и рассмотрении дела.

Сущность понятия и основные особенности

Административная ответственность должностных лиц, юридических лиц – сложнейшее, многоплановое явление. Его сущность в первую очередь определяется социальной природой его происхождения. Так или иначе она раскрывается посредством правоотношений общества и отдельной личности.

Именно в силу приведенных выше положений административную ответственность должностных лиц (КОАП) в общесоциальном аспекте следует понимать как некоторую связь между 2 субъектами (в данном случае первой стороной (ответственной) является должностные лицо, а второй – государственный орган юрисдикции административной направленности)

Важно отметить, что должностное лицо при любых обстоятельствах обязано по причине собственного правового положения (иными словами, статуса) формировать определенное поведение при реализации деятельности служебного значения в строгом соответствии с моделью, которая ожидается. Стоит дополнить, что данная модель содержится в правовых нормативах, которые охраняются посредством административных санкций

Вторая сторона вышеуказанной связи, которая занимается привлечением к административной ответственности должностных лиц, обеспечивает оценку, контроль такого поведения, а также рассматривает его актуальные итоги. Так, при оценке отрицательного значения (то есть при беспрекословном наличии вины) государственный орган наделен абсолютным правом применения соответствующего наказания административной природы, предусмотренного нормативами современного административного права.

Важно знать, что одним из основополагающих звеньев функционала ответственности в отношении должностных лиц, носящем административный характер, является стимулирующая функция. Она способна отобразить социальную ценность непосредственно ответственности в качестве инструмента, который полноценным образом организует соблюдение законности и дисциплины со стороны должностных лиц в процессе осуществления определенных видов деятельности, относящихся к служебным

В соответствии с охарактеризованной позицией ответственность должностных лиц за нарушение административного законодательства является системой мероприятий материальной, моральной и психической направленности специально уполномоченных органов государственного значения (она же – субъекты юрисдикции административного типа) на формирование воли со стороны должностного лица для достижения должного поведения, которое закреплено посредством нормативов административного права

Важно отметить, что данное поведение так или иначе должно состоять в соответствии с общественными интересами

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации