Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 64

Сравнительная характеристика фз № 44 и фз № 94. часть 1: общие положения

ФЗ 44 с последними изменениями

Каждый нормативный акт Российской Федерации претерпевает ряд необходимых для обновления его регламента обновлений. Не является исключением и Федеральный закон о закупках для муниципальных нужд и государственных предприятий.

Последние существенные изменения в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены 29 июля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил N 231-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона в Федеральный закон № 44». На основании внесённых изменений, текст пункта 5 части 1 рассматриваемой статьи дополнился следующими словами «организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор» после фразы «образовательная организация».

В актуальном тексте статьи 93 44-ФЗ идёт речь о случаях, в которых допускается возможность закупки товара или необходимых услуг у единственного поставщика, а именно:

  • При закупке необходимого сырья или обслуживания предприятий, попадающих под категорию естественной монополии;
  • Если цена закупки не превышает 100 000 рублей;
  • При приобретении всего необходимого для образовательных или культурных учреждений;
  • Приобретение вооружения или техники военного назначения;
  • Иных случаях, предусмотренных регламентом настоящего Федерального закона.

44-ФЗ о закупках в сфере государственного заказа

Сфера государственного регулирования закона 44-ФЗ «О контрактной системе» более широкая, чем у ФЗ-94. Он состоит из 8 глав, 114 статьей и опирается на иные нормативно-правовые акты, регулирующие отдельные вопросы в области федеральных, региональных и муниципальных закупок.

  1. Область планирования, нормирования и обоснования закупок.
  2. Способы выбора подрядчика, поставщика, исполнителя (конкурентные и закупку у единственного поставщика).
  3. Вопросы мониторинга, контроля и аудита отрасли закупок.
  4. Порядок исполнения государственных и муниципальных контрактов и экспертизы полученных результатов.
  5. Информационное обеспечение контрактной системы.
  6. Виды контроля в сфере государственных закупок.
  7. Порядок обжалования действий участников контрактной системы и контрактных управляющих.
  8. Вопросы исполнения госконтрактов и экспертизы полученных результатов.

Новыми провозглашенными принципами контрактной системы по 44-ФЗ являются:

  1. Открытость и прозрачность информационной среды. Вся информация подлежит размещению в ЕИС, она должна быть максимально достоверной и полной.
  2. Обеспечение добросовестной конкуренции (ценовой и неценовой).
  3. Профессионализм заказчиков. Он должен обеспечиваться за счет прохождения ими специализированного обучения и создания отдельной контрактной службы на базе заказчика либо назначения управляющего.
  4. Ответственность заказчика за результаты и достигнутую эффективность сферы закупок.
  5. Единство контрактной системы.
  6. Стимулирование инноваций.

Одни из базовых целей принятия 44-ФЗ о контрактной системе – повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост прозрачности государственного заказа. Для реализации указанных целей законодатели предусмотрели:

  1. Предоставление неограниченного допуска к информации о закупках всем заинтересованным лицам.
  2. Обязательную публикацию сведений об этапах торгов в ЕИС.
  3. Введение ответственности для заказчиков за неисполнение закупочного законодательства.
  4. Создание общественного контроля в области контроля за закупками.
  5. Указание на ответственность заказчиков за исполнение норм законодательства.
  6. Осуществление планирования на долгосрочную перспективу.
  7. Введение предельного значения в части понижения цены контракта в ходе торгов.
  8. Указание на ведение аудита в части исполнения контракта.

В 44-ФЗ способы отбора поставщика были разделены на конкурентные и неконкурентные (закупка у единственного поставщика). К конкурентным способам закупки можно отнести:

  1. Конкурсы (открытые, двухэтапные, с ограниченным участием, закрытые, электронные).
  2. Аукционы (закрытые, электронные).
  3. Запросы котировок (в том числе электронные).
  4. Запросы предложений (в том числе электронные).

44-ФЗ постоянно изменяется и корректируется. Изменения направлены в основном на увеличение открытости и устранение пробелов, которые стали источником для злоупотреблений со стороны заказчиков. Последние изменения датируются 27.06.2019 годом и вступили в силу через принятие 152-ФЗ. Практически все закупки по 44-ФЗ сегодня переведены в электронный формат, что снижает коррупционные риски при отборе поставщиков.

В 44-ФЗ к участникам стали предъявлять дополнительные требования: они не должны находиться в состоянии банкротства, иметь конфликт интересов, состоять в РНП, иметь правомочия заключать контракт и пр.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 94-ФЗ “О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации”

2 апреля 2020

Принят Государственной Думой 17 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 марта 2020 года

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4848; 2005, N 30, ст. 3104; 2010, N 19, ст. 2289; N 41, ст. 5192; 2011, N 11, ст. 1495; N 50, ст. 7362; 2012, N 29, ст. 3986; 2017, N 31, ст. 4798) следующие изменения:

1) в статье 141:

а) абзац первый части первой после слов «участие в референдуме,» дополнить словами «общероссийском голосовании,»;

б) абзац первый части третьей после слов «участников референдума» дополнить словами «, участников общероссийского голосования»;

2) в статье 142:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования»;

б) абзац первый части первой после слов «документов референдума,» дополнить словами «документов общероссийского голосования,»;

в) абзац первый части третьей после слов «бюллетеней для голосования на референдуме,» дополнить словами «бюллетеней для общероссийского голосования,»;

3) абзац первый статьи 142.1 после слов «участниках референдума,» дополнить словами «участниках общероссийского голосования,», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,», после слов «правом на участие в референдуме,» дополнить словами «общероссийском голосовании,», после слов «участников референдума» дополнить словами «, участников общероссийского голосования», после слов «результатов выборов, референдума» дополнить словами «, общероссийского голосования»;

4) в статье 142.2:

а) наименование дополнить словами «, бюллетеня для общероссийского голосования»;

б) абзац первый части первой после слов «бюллетеней для голосования на референдуме» дополнить словами «, бюллетеней для общероссийского голосования», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,»;

в) абзац первый части второй после слов «бюллетеней для голосования на референдуме» дополнить словами «, бюллетеней для общероссийского голосования», после слов «участников референдума,» дополнить словами «участников общероссийского голосования,».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

1 апреля 2020 года

N 94-ФЗ

Что нужно малому бизнесу для участия в торгах по 223-ФЗ

Ну а для тех, кто еще не работал с тендерами, приведем алгоритм действий. Краткий чек-лист для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП выглядит так:

  1. Проверить, что поставщик является МСП и включен в реестр субъектов малого бизнеса.
  2. Убедиться, что поставщик зарегистрирован в ЕИС.
  3. Открыть спецсчет для работы с госзакупками в одном из аккредитованных банков.
  4. Познакомиться с правилами проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и предложений.

Реестр МСП

Основные критерии отнесения к малому и среднему бизнесу следующие:

  1. Количество работников: для малого бизнеса — 100 человек, для среднего — 250 человек максимум. Подразумевается среднесписочная численность за прошлый год.
  2. Максимальный годовой размер выручки: для малого бизнеса — 800 млн рублей, для среднего — 2 млрд рублей.

Реестр формируется автоматически на основе данных из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, отчетности за прошлый год и прочей информации, которой располагает ФНС. Если компания по критериям подходит под категорию малого / среднего бизнеса, но в реестре ее нет, то нужно обратиться в ФНС. Также можно передать в Реестр дополнительную информацию, например, контактные данные. Сделать это следует до 1 июля, и тогда с 10 августа — даты планового обновления реестра — в нем будет отражена новая информация.

Регистрация в ЕИС

В 2019 году для участия в закупках по 44-ФЗ и по 223-ФЗ для МСП нужно быть зарегистрированным в ЕИС и фигурировать в Едином реестре участников закупок (ЕРУЗ). Но тем поставщикам, кто имеет действующую аккредитацию на федеральных площадках, пока можно не регистрироваться. Однако до конца года сделать это все же придется.

При отсутствии аккредитации, полученной до 2019 года, нужна регистрация в ЕИС. Этот процесс может занять несколько дней (до 5 рабочих), но зато не придется проходить аккредитацию на каждой ЭТП отдельно. На следующий день после регистрации в ЕИС и ЕРУЗ поставщик получит доступ к торгам на всех федеральных площадках.

Спецсчет

Специальный банковский счет нужен всем поставщикам, кто планирует участие в закупках:

  • по закону 44-ФЗ при стоимости контракта от 1 млн рублей;
  • по закону 223-ФЗ для МСП при стоимости договора от 5 млн рублей.

Со спецсчета будет списываться обеспечение заявки. Если принимать участие только в торгах без обеспечения, то спецсчет не нужен.

Важно знать, что ЭТП теперь взимают плату с победителя торгов. Ее размер для МСП — 1% от НМЦ, но не более 2 тыс

рублей. Эта сумма должна быть доступна на спецсчете, поскольку списывается именно с него. Если спецсчета нет (поставщик участвует только в недорогих закупках), то при победе ЭТП направит ему платежку.

В заключение отметим, объем закупок по 223-ФЗ в 4 раза превышает рынок госзаказа. По закону, 15% договоров государственные компании и корпорации должны заключать с субъектом малого и среднего бизнеса. По приблизительным оценкам, в 2019 году таких договоров будет заключено на общую сумму более 2,5 трлн рублей. С учетом того, что участвовать в торгах для МСП стало проще, сейчас есть хорошая возможность войти на этот рынок.

94-ФЗ о государственных и муниципальных закупках

Закон о закупках для государственных и муниципальных заказчиков 94-ФЗ был принят в 2005 году и состоял из 9 глав и 65 статей. Он регулировал такие вопросы закупочного законодательства, как:

  1. Размещение государственных и муниципальных заказов через проведение конкурса.
  2. Проведение закупок в форме аукциона, в том числе электронного.
  3. Проведение закупок через запрос котировок.
  4. Размещение государственных заказов у единственного поставщика, подрядчика или исполнителя.
  5. Порядок обжалования действий государственных заказчиков, комиссии, уполномоченного органа и специализированной организации, а также оператора ЭТП.

Сфера регулирования 94-ФЗ распространялась на заключение контрактов на поставку товара, выполнение работ и оказание услуг.

В законе 94-ФЗ не содержались какие-либо специальные нормы, указывающие на принципы госзаказа. Но анализ закупочного законодательства позволяет выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджетных денег, открытость области размещения заказа и развитие конкурентной среды.

В 94-ФЗ способы размещения заказа разделялись на торговые (аукцион, конкурс) и неторговые (запрос котировок и закупка у единственного поставщика).

Юридическую силу 94-ФЗ утратил с 31 декабря 2013 года, после чего его место занял 44-ФЗ. Последний был направлен на устранение недостатков и пробелов в закупочном законодательстве по 94-ФЗ.

В 94-ФЗ к участникам предъявлялся ограниченный спектр требований: они должны были соответствовать требованиям закона, не находиться в стадии ликвидации, их деятельность не должна быть приостановлена, у участника должны отсутствовать долги по налогам и сборам.

Обзор документа

Внесены изменения в Закон о бюджете ФФОМС на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.

Общий планируемый объем доходов сократился до 1,7 трлн руб. Уменьшены и расходы.

Предусматриваются бюджетные ассигнования на предоставление федеральному бюджету дотации на сбалансированность в размере 116,4 млрд руб. При этом расходы бюджета Фонда на оказание медпомощи гражданам не сокращены. Изменен порядок выделения указанной дотации.

Предусматриваются средства нормированного страхового запаса в сумме до 11,1 млрд руб. в т. ч. на дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС (в связи с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарств, медизделий и расходных материалов, медицинского инструментария, реактивов и химикатов).

Для возврата по погашению межбюджетной задолженности прошлых лет перечень главных администраторов доходов бюджета ФФОМС дополнен кодом 394 1 18 08000 08 0000 180 . Это поступления в бюджет Фонда (перечисления из него) по урегулированию расчетов между бюджетами по распределенным доходам.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Основные нововведения в законодательство о проведении госзакупок

  • Появился неограниченный доступ к информации о проведении закупок и всеми связанными с этим процессом этапами;
  • Стала обязательно публикация материалов обо всех основных этапах проведения торгов;
  • Создается государственный общественный комитет по контролю за государственными закупками;
  • Прописана ответственность заказчиков за исполнением требований законодательства в сфере закупок;
  • Определение исполнителей закупки зависит от ее предмета;
  • Предусматривается планирование на долгосрочную перспективу;
  • Установлено предельное значение понижение цены контракта (25%), после которого заказчик обязан предоставить обоснование по расчету цены;
  • В документации или плане закупки могут быть включены пункты о процедуре изменения или расторжения контракта;
  • Предусмотрен аудит исполнения контрактов.

ФЗ 44 и ФЗ 94 — отличия и изменения на 2018 год

Поскольку российский Федеральный закон о госзакупках уже не действует, то внесение изменений в 2018 г. произойти не может. Хотя люди, которых редко интересуют вопросы о том, как работает контрактная система, происходит размещение заказов, происходит проведение торгов достаточно часто ищут этот документ. Но его полностью заменил новый государственный Закон 44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (вступление в силу — апрель 2013 г.).

Причина таких изменений в том, что Федеральный закон 94 сильно отставал от потребностей сегодняшнего времени. Например, в нем отсутствовали процедуры планирования, антидемпинговые меры, аудит исполнения контрактов не был предусмотрен, не предоставлялась полная информация о процедурах покупки, планов закупки (под предлогом коммерческой тайны).

Были и другие причины по которым прежний документ безнадежно устарел и проигрывал в сравнении новому. Оба закона более полугода действовали параллельно, поэтому отличия хорошо были видны, о чем свидетельствовали отзывы той поры.

В последней редакции Закона 44 нашлось место всем сильным сторонам 94 ФЗ о госзакупках. Например, получил свое дальнейшее развитие электронный аукцион, не забыт реестр недобросовестных поставщиков, который содержит сайт ЕИС.

Собственно, перечислять, чем отличается ФЗ 44 от 94 не стоит — данная сфера революционного решения не требовала, правовая база присутствовала, но была нужда в четких, расширенных формулировках, которые уже действовали, это дополнение и дало их.

  • 1. С начала года вступила в действие Единая информационная система. Ее задача предоставлять полный объем сведений участникам, проверять выполнение всех требований, которые устанавливает законодательство, обеспечение проведения аудита. Также предусмотрено оказание помощи малому, среднему бизнесу, выделением его в отдельный отчет. Также ЕИС будет интегрирована в единое государственное информационное пространство, куда будет вносить, получать сведения, но это будет позже.
  • 2. Введено планирование закупок, то есть заказчик должен формировать план на время действия бюджета (обычно на год), утверждать его, чтобы избежать коррупции, а затем размещать в ЕИС, чтобы любой желающий поставщик мог ознакомиться с ним. Введено нормирование, то есть чиновники не должен получать услуги, покупать товар самых дорогих ценовых категорий. Если стоимость заказа больше миллиарда рублей, то закупка должна пройти обсуждение. Единый поставщик, участник торгов не допускается, за исключением отдельных ситуаций.

Закон о размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ

Все нормы о размещении заказов изложены в последней редакции 44 ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Там сказано, что заказ может быть размещен согласно одному из следующих способов:

  • 1. Различные конкурсы (каждый их вид описан);
  • 2. Электронный, закрытый аукцион;
  • 3. Запрос котировок;
  • 4. Закупка у единственного поставщика, когда торг не состоялся. Но отдельное положение вводит здесь ограничение.

О госзакупках для муниципальных и хозяйственных нужд, что говорится в ФЗ 44?

Каждый из законов предназначен обеспечивать поставки товаров, услуг, выполнение работ государственных, муниципальных органов, учреждений, то есть любая школа, ЗАГС, спортшкола закупается согласно этих профильных законов. Если возникает вопрос в чем разница между ними, то ответ на поверхности — новый документ активно борется с коррупционными явлениями. Заодно главный на сегодня закон в сфере упростил порядок участия в торгах, сделал его более прозрачным.

Выполнение работ по ФЗ 44

Данный закон содержит положения согласно, которым нужно определять начальную стоимость услуг, товаров

Уделено внимание борьбе с демпингом, если поставщик значительно опустил цену, то он должен предоставить дополнительное обеспечение. Из всех должны выделяться инновационные технологии, заказ у иностранных организаций должен ограничиваться, причем не только в сфере обороны, то есть с ними можно сотрудничать, если подобную работу не смогут выполнить отечественные предприятия

Скачать полный текст действующего ФЗ 44 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в последней редакции с изменениями можно тут:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

ФЗ-94 о госзакупках

Закон о госзакупках 94-ФЗ был принят 21 июля 2005 года. Данный закон имел существенные отличия от действующего сейчас закона о государственных закупках и утратил юридическое значение после вступления в силу ФЗ-44 в 2014 году.

Закон №94-ФЗ содержал 9 глав и 65 статей. Сфера действия 94-ФЗ распространялась только на муниципальных и государственных заказчиков. В законе не было предусмотрено специальных норм, в которых указывались бы принципы размещения госзаказа, но исходя из анализа его положений можно выделить такие принципы, как единство размещения заказов, эффективное расходование бюджета, развитие конкуренции и обеспечение информационной открытости заказов.

В 94-ФЗ были прописаны правила госзакупок на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг. Закон регулировал деятельность заказчика только до момента исполнения обязательств по контракту.

ФЗ-94 предусматривал ограничения в части способов выбора поставщика или исполнителя. В нем были предусмотрены только такие способы закупок, как конкурс, аукцион (в том числе в электронном формате), а также запрос котировок у единственного поставщика.

В 94-ФЗ были установлены основные требования к исполнителю. Это его соответствие законодательным требованиям, непроведение процедуры ликвидации юрлица, неприостановление деятельности участника, отсутствие у него задолженности по налогам и сборам за прошедший год в размере более 25% от балансовой стоимости активов участника.

В 94-ФЗ недостаточное значение отводилось документальному сопровождению закупок. Здесь не были приведены требования о необходимости размещения информации о закупке на официальном сайте по проведению закупок.

Заказчику достаточно было сформировать и разметить план-график.

Закон о госзакупках фз 94

Фз 94 о госзакупках в последней редакции 2017

В РФ основным юридическим источником права в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд долгое время являлся Закон 94 (дата вступления в силу ФЗ значится как июль 2007 г.), но с 2014 г. (январь) он утратил юридическую силу. Поскольку российский Федеральный о госзакупках уже не действует, то внесение изменений в 2017 г.

произойти не может. Хотя люди, которых редко интересуют вопросы о том, как работает контрактная система, происходит размещение заказов, происходит проведение торгов достаточно часто ищут этот документ.

Федеральный закон О госзакупках: разбор особенностей ФЗ-94

Какие отношения регулирует представленный нормативный акт?

Статья 1 Закона № 94-ФЗ «О госзакупках» гласит о размещении различных заказов на поставки продукции или выполнение определенных услуг.

Закон устанавливает норму, согласно которой необходимо следить за исполнением конституционного принципа единства экономического пространства.

Власть в России, согласно, должна эффективно расходовать бюджетные средства.

В 2014 году на смену Федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (закон о госзакупках) пришел закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (закон о контрактной системе). Если старый № 94-ФЗ регламентировал только процесс размещения государственного (муниципального) заказа, то новый закон № 44-ФЗ описывает весь закупочный цикл, начиная с этапа прогнозирования и планирования закупки и заканчивая этапом подведения итогов с оценкой эффективности закупки.

Размещение поставок на различные товары, необходимые для нужд государственных и муниципальных учреждений, регулируется большим количеством законов, одним из которых является федеральный закон 94 о госзакупках.

ФЗ 94 о закупках включает в себя девять глав, которые в свою очередь содержат 65 статей.

Отличия федеральных законов 44 ФЗ и 94 ФЗ

Хороший бланк будет спасительным в преодолении проблем при придумывании документа.

Это поможет сберечь деньги на договоре юриста.

Перед тем как перепечатывать пример, очень рекомендуем хорошо прочитать напечатенные в нем пункты постановлений. В настоящем они вероятно могут утратить актуальность.

Сохраненные средства обычно полезны. В законе 44 – ФЗ в отличие от предшественника планы – графики привязываются к целевому мероприятию.

Зачем министерству финансов 555 таблеток «виагры» за 10 тыс.

долларов? И что говорит про это фз 94? Пока детские садики тратят средства на манку, геркулес и пшено, чиновники не спят… Принятие акта о государственных закупках сопровождалось бурными дискуссиями и спорами. Это вполне понятно: большинство норм призваны пресечь и предотвратить опасную тенденцию «растрынькивания» бюджетных средств по фз о госзакупках.

ФЗ-94 — О закупках для государственных и муниципальных нужд

Муниципальные и государственные заказы состоят из списков закупок работ, товаров и услуг.

Это перечень нужд, который составляется с целью последующего их приобретения за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Покупку предметов и услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляют получатели местных бюджетных средств или главные распорядители.

Федеральный закон был принят Государственной Думой 8 июля 2005 года, а одобрен Советом Федерации спустя пять дней того же года.

Закон о госзакупках: отличия ФЗ 223 от ФЗ 94

Федеральный № 223 призван, чтобы упорядочить некоторые нормы старого закона, а также сделать участие в тендерах более удобным для поставщиков. Закон о госзакупках способствует созданию прозрачной среды для всех участников конкурсов.

— Информационная гласность. По новым правилам заказчик обязан размещать объявление о предстоящих и прошедших закупках на официальном сайте компании, таким образом, все желающие могут увидеть эту информацию.

Сравнение положений Закона о госзакупках № 94-ФЗ и Закона о контрактной системе № 44-ФЗ

  1. обеспечения конкуренции;
  2. единства контрактной системы;
  3. профессионализма заказчика;
  4. ответственности за результативность обеспечения государственных (муниципальных) нужд, эффективность закупок
  5. открытости и прозрачности;
  6. стимулирования инноваций;

Если начальная (максимальная) цена контракта больше 15 млн руб.

при подписании контракта участник обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, которое в полтора раза превышает размер, указанный в документации (но не менее чем в размере аванса).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации