Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 51

Федеральный закон «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 n 89-фз ст 5 (ред. от 07.04.2020)

Судебная практика и законодательство — 89-ФЗ Об отходах производства и потребления

Законом N 89-ФЗ требования к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям, используемым для выполнения работ по сбору отходов, а также необходимость наличия указанных объектов для выполнения работ по сбору отходов, не установлены.

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

3) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

4) Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857;

, , , , , ,

В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, регулируемых организаций по вопросам, связанным с переходом к регулированию тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства и потребления), Федеральная антимонопольная служба сообщает следующее.

— ст. 21.1 от 24.06.98 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

— постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», а также взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденные указанным постановлением

Кроме того, в силу положений Закона N 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

В силу положений Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем, импортером товаров путем организации собственных объектов инфраструктуры по сбору, обработке, утилизации отходов от использования таких товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, с индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (за исключением твердых коммунальных отходов). Самостоятельное обеспечение выполнения нормативов утилизации может осуществляться путем создания ассоциации (союза) производителей, импортеров товаров (далее — ассоциация).

Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 81) и от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — постановление N 1291) приняты в соответствии с Федеральным от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

148(28). Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом «Об отходах производства и потребления».

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества».

Как Закон 89-ФЗ регламентирует обращение отходов?

Этому посвящена третья глава нормативно-правового акта. Здесь приведены общие требования, которым обязаны следовать субъекты при обращении с отходами. В частности, после последних изменений и дополнений добавлены нормы, которые касаются деятельности субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в этой сфере. Если их деятельность негативно сказывается на окружающей среде, они обязаны:

  1. Уплачивать установленные средства за причинение экологического ущерба;
  2. Использовать технологические новинки в сфере безотходного производства;
  3. Принимать меры к самостоятельному мониторингу окружающей экологии;
  4. Документально подтверждать проведенный анализ мест, где хранятся отходы.

Кроме того, Закон номер 89-ФЗ в последней редакции требует от организаций, которые занимаются обращением отходов, получать специальные разрешения (лицензии). До середины 2016 года такого требования не было, вывозом мусора могли заниматься фирмы, не имея на это лицензий.

По мнению Законодателя, такое отношения стало одной из причин участия на рынке подобных услуг недобросовестных организаций. Введенный запрет с 1 июля 2016 года на занятие подобной деятельностью без лицензии направлен на существенное изменение ситуации.

О региональных программах

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Паспортизация отходов

Предприятия, деятельность которых сопровождается образованием отходов 1-4 классов опасности, должны оформлять паспорта опасных отходов.

Нормативно-правовой акт 89-ФЗ об отходах с изменениями обязывает субъекты хозяйствования определять класс опасности образуемого ими мусора. Определен следующий порядок действий:

  1. Выбирается смесь веществ, которые образуются предприятием в качестве отходов;
  2. Изучается и анализируется их состав с позиции пагубного воздействия на окружающую среду и здоровье человека;
  3. На основе полученных данных оформляется паспорт отходов соответствующего класса опасности (актуален для первых четырех).

Тут же указано, что с отходами, которые представляют опасность для окружающей среды, обязан работать специально подготовленный сотрудник. У него должно быть документальное подтверждение профессиональной пригодности, наличие соответствующего или дополнительного образования. Таких сотрудников обязаны принимать на работу ответственные лица на предприятии. Именно они вместе с руководством несут дисциплинарную и административную ответственность за нарушения с подбором кадров или их отсутствием.

Обзор документа

За каждое колесное транспортное средство (ТС), изготовленное и произведенное в России, а также ввозимое в нашу страну, взимается утилизационный сбор. Исключения, в частности, составляют ТС дипломатических представительств, консульских учреждений и их сотрудников.

Виды и категории ТС, размер сбора и порядок его взыскания устанавливает Правительство РФ. При этом сумма сбора зависит от года выпуска ТС, его массы и других физических характеристик, влияющих на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты автомобилем потребительских свойств.

Сбор зачисляется в федеральный бюджет. При этом государство компенсирует затраты организаций и ИП, связанные с осуществлением указанной деятельности.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2012 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Новые требования к площадкам для накопления ТКО

Они прописаны в статье 13.4 закона №89-ФЗ. Данная статья была введена законом №503-ФЗ от 31.12.17г. Но два ее пункта вступают в силу только сейчас, с 1-го января 2019 года:

  • п.4 – органы местного самоуправления (далее в тексте – ОМС) при разработке схемы размещения площадок для накопления ТКО и при ведении реестра этих площадок должны будут руководствоваться правилами, утвержденными Правительством РФ в данной сфере;
  • п.5 – дается содержание самого реестра площадок, предназначенных для накопления ТКО.

В связи с расширением полномочий и обязанностей ОМС были утверждены Правительством РФ «Правила обустройства мест накопления ТКО и ведения их реестра» (Постановление №1039 от 31.08.18 г.), которые вступят в силу только с 1-го января 2019 года. В этом нормативном документе конкретизируются положения, в частности, статьи 13.4 и статьи 8 закона №89-ФЗ, и разъясняются:

  • каким образом ОМС должны будут согласовывать размещение площадок для ТКО на территории населенных пунктов;
  • в каком порядке необходимо вести реестр таких площадок и что подлежит включению в данный реестр.

Согласно правительственному Постановлению №1039:

  • если собственником земли является ОМС, тогда площадка для ТКО создается муниципалитетом путем принятия соответствующего решения. При этом должны учитываться технические регламенты, прописывающие порядок создания таких площадок, и требования российского законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия людей;
  • если же территория, где планируется создание мест накопления твердых коммунальных отходов, входит в состав имущества, принадлежащего всем собственникам помещений в многоквартирном доме, тогда ТСЖ, управляющая или иная компания, обслуживающая данный дом, должна обратиться в ОМС. И подать письменную заявку, чтобы на указанной территории создать площадку для ТКО. Но предварительно этот вопрос подлежит рассмотрению на общем собрании многоквартирного дома.

Как только решение о создании площадки для накопления ТКО принято, в реестр площадок вносятся определенные сведения:

  • местонахождение новой площадки;
  • ее технические характеристики;
  • данные о собственнике территории, на которой открыта данная площадка;
  • источники образования коммунальных отходов, складируемых на этой площадке (т.е. об объектах капстроительства, которые «создают» ТКО: о многоквартирных домах, и иных зданиях).

Реестр оформляется в бумажном или электронном виде. Должен быть доступен неограниченному кругу лиц и бесплатно. Размещаться реестр будет на официальном сайте ОМС.

Последние изменения ФЗ «Об отходах»

Как уже говорилось выше, последняя редакция ФЗ 89, утвержденная 28 декабря 2016 года, затронула вопрос твердых отходов и единого тарифа для региональных операторов. Это описывается в 3 и 4 дополнениях к пункту закона 29.1.

Дополнение №3 — региональные операторы, которые занимаются обезвреживанием, захоронением, утилизацией или обработкой отходов производства и потребления, теперь заключают соответствующее соглашение с органами исполнительной власти РФ до 1 мая 2018 года.

Дополнение №4 — предложения установить единый тариф на услуги региональных операторов, в соответствии с последней редакцией ФЗ 89, должны подаваться в органы исполнительной власти РФ, или в органы местного самоуправления, не позже 1 июля 2018 года.

Рассмотрим ключевые статьи ФЗ 89:

Ст. 4

Одна из ранних редакций ФЗ 89 (от 29 декабря 2014 года) за счет статьи №4 дала пояснение по вопросу права собственности на отходы производства и потребления. Оно определяется по ст. 226 ГК РФ, где указано, какие объемы мусора, лома или сливов могут по праву обращаться владельцами земельных участков в свою собственность и переработаны или утилизированы. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 11

Данная статья ФЗ 89 предоставляет список требований к мусороперерабатывающим объектам, включая нормативы обращения с однородными отходами, правила разработки проектов и внедрение лучших доступных технологий. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 12

Не все отходы производства и потребления немедленно перерабатываются. Для этого применяются объекты их размещения (мусорные баки в жилых районах), или захоронения (заброшенные шахты за чертой города). Требования к этим территориям регламентируются статьей 12 ФЗ 89. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 14

В законе существует классификация отходов по степени опасности. От 1-ого класса — токсичные, радиоактивные, взрывоопасные и т. д., и до 5-ого — безвредные. Этот пункт ФЗ 89 указывает на требования к обращению с каждым классом. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 15

Законодательных документов для решения вопроса с отходами мало. Нужны физические лица, граждане, которые будут заниматься непосредственно сбором, транспортировкой, обработкой и т. д. Статья 15 Федерального Закона 89 описывает требования к служащим сферы обработки мусора. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 18

Данный пункт закона об отходах производства и потребления рассматривает вопрос нормирования, ссылаясь на ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». В нем приводится порядок утверждения нормативных актов образования мусора, лимиты на его размещение, требования к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам и последствия нарушений — штрафы и наказания. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 24

Обработка или утилизация отходов — не самое приятное занятие. Поэтому в данный закон была включена статья 24. Она описывает меры по экономическому стимулированию сферы, включая налоговые льготы или снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в результате внедрения экологически чистых технологий в производство. Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Ст. 26

Эта статья ФЗ 89 касается производственного контроля в сфере обращения с отходами и обязанности юридических лиц, осуществляющих его. По сути, это составная часть экологического контроля (пункт 2, ФЗ 219). Последняя редакция закона в статью изменений не внесла.

Помните, что ведению любой производственной деятельности, подразумевает соблюдение законодательных норм, к том числе следует обратить внимание на закон о личном подсобном хозяйстве. (Последняя редакция здесь: ). Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (800) 333-78-83

Об экономическом регулировании в действиях с отходами из закона

Закон говорит о трех главных принципиальных пунктах экономического регулирования осуществления практики, касающейся отходов. Одним из главных принципиальных положений является максимальное сокращение числа веществ и материалов, образующихся в результате протекающих процессов как отбросы и выбросы, и включение их в производственную деятельность в качестве вторсырья.

Вторым принципиальным положением,  указанным в Главе V этого Федерального закона, является установление определенного уровня денежной компенсации за размещение отходов индивидуальными предпринимателями и юрлицами. Если быть точнее, то плата взимается в случае, когда отбросы представляют опасность для нормальной экологической обстановки, здоровья людей. Однако если организация обеспечена техническими разработками и сооружениями, позволяющими полностью защищать природную среду от негативного воздействия образующихся отходов, то компенсация не взимается. При этом отсутствие отрицательного влияния промышленного, бытового мусора должно подтверждаться данными проведенных мониторингов. Также плата не взимается с предприятий, которые подвергают остатки производственной и другой деятельности накоплению в течение не более 11 месяцев с целью их дальнейшей утилизации. Статья 23 данного закона говорит и о других нюансах, о которых должны знать предприниматели для осуществления своей деятельности.

Третьим основным положением является экономическое стимулирование. Суть данного принципа заключается в том, что компенсация за оказание отрицательного влияния на среду снижается, если предприниматель использует в своей деятельности новейшие технологические разработки, позволяющие снижать количество образующегося мусора. Также, например, предпринимателям будут предоставлены льготы на плату за негативное влияние на среду размещаемых отходов, если они используют в своей деятельности для изготовления товаров биоразлагаемые материалы.

Статья 24.5 рассматриваемого ФЗ говорит об экологическом сборе, являющимся неналоговым доходом бюджета страны.  Такой сбор должны проплачивать изготовители и поставщики продукции, подлежащей совершению утилизационных мероприятий при утрате ее потребительских свойств, в нужный срок. Формирование ставки этого сбора совершается исходя из средних денежных показателей затрат на действия с единицей товара или массы изделия, утратившего свои технические, экономические и эстетические качества. Расчет экологического сбора производят путем умножения ставки на массу выпущенной продукции или на число единиц утилизируемого товара в зависимости от его вида, или на массу упаковки, использованной в изготовлении этого товара, и еще на утилизационный норматив, считающийся в относительных единицах.  Очень подробно о теме экологического сбора, о его расчете рассказано в 12 подпунктах Статьи 24.5 закона.

Регулирование деятельности по обращению с ТКО

Начиная с 2016 года действует юридическая норма, согласно которой, организация, выполняющая сбор мусора и дальнейшее хранение, обработку и другие действия в обязательном порядке должна иметь лицензию на этот вид деятельности. Её срок действия составляет 10 лет. После его окончания подтверждать своё право на выполнение этой деятельности необходимо снова. При нарушении этого требования такому юридическому лицу грозит административное наказание.

Региональный оператор

Государственные органы должны оказывать содействие региональным операторам. В частности, в их задачи входит следующее:

  • Они обеспечивают гражданам возможность получать информацию о деятельности, которая проводится в рассматриваемой сфере в городе или другом населённом пункте.
  • Исполнительные власти контролируют влияние предприятий на окружающую обстановку, выявляют нарушителей и принимают соответствующие меры.
  • Осуществляют поиск мест, где возникли несанкционированные мусорные свалки, и способствуют их ликвидации.
  • Местные власти обязаны оказывать финансовую помощь в построении различных объектов, необходимых для сбора и обработки мусора.
  • Нужно содействовать в построении объектов, на которых проводится утилизация отходов, опасных для окружающей среды.

Деятельность региональных операторов должна происходить в сотрудничестве с государственными и муниципальными властями в рассматриваемых сферах.

Договор с рег. оператором

Региональные операторы действуют на определённой территории в соответствии с имеющейся лицензией и договором с исполнительными органами местной власти. Все, находящиеся здесь, нуждающиеся в уборке мусора, должны заключить договор о вывозе с оплатой в соответствии с установленными нормативами.

Установление тарифов

Тарифы утверждаются исполнительными органами местной власти. Они рассчитываются таким образом, чтобы компенсировать затраты на сбор, хранение и переработку мусора.

На протяжении времени тарифы могут регулироваться. Это происходит на основании правил, установленных Правительством РФ.

Житель всегда прав?

До сих пор в наших деревнях идут многочисленные споры о том, где оборудовать контейнерные площадки. Мое мнение такое, что не стоит идти на поводу у местных жителей. Главное – чтобы это место отвечало всем требованиям российского законодательства и санитарным нормам. Основная проблема наших деревень – огромное количество садовых товариществ. И место, которое предлагает одна из инициативных групп, расположено на выезде из деревне. Оно лежит как раз по пути садоводов. Поэтому здесь нужно принимать волевое решение. Хорошо, если есть какое-то юридическое лицо на основе закона местного самоуправления – в своем большинстве это ТОС (территориальное общественное самоуправление). С ним договориться гораздо проще и быстрее.

Если юрлица нет, необходимо провести собрание или сход жителей, определить места, закрепить все это протоколом, подготовить проект контейнерной площадки, составить смету, сдать все в сельский совет и ждать денег. Всего на сельсовет было выделено 1 100 000 рублей, из них на каждую деревню приходится порядка 200 000 рублей. Цена может меняться в зависимости от количества жителей, чем меньше проживающих, тем меньше контейнерных площадок.

Слушайте, но делайте свое дело. Если вы не придете к консенсусу, эти площадки оборудуют там, где скажет сельсовет уже своим волевым решением.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации