Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 29

Статья 21 конституции российской федерации

Поправка о новых требованиях к президенту

Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в стране не менее 25 лет, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

Что это значит?

• Президент должен прожить на территории РФ не менее 25 лет (раньше — не меньше 10).

• У него не должно быть иностранного гражданства или вида на жительство.

Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности обладает неприкосновенностью.

Что это значит?

Бывшие президенты обладают неприкосновенностью. Этого права экс-главу может лишить только Совет Федерации. Такое уже случалось во Франции, Киргизии и Армении: бывших президентов лишали неприкосновенности и отправляли под следствие. Экс-лидер Киргизии Алмазбек Атамбаев приговорен к 11 годам лишения свободы за коррупцию.

О Совете Федерации и пожизненных сенаторах

В обновленной ст. 95 указывается, что Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Ранее в конституции понятия «сенатор» не было. Прекративший исполнение своих полномочий президент получает статус сенатора пожизненно, но вправе отказаться от этих полномочий.

Пожизненными сенаторами могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.

Иначе определено количество представителей РФ, назначаемых в Совфед президентом сроком на шесть лет: не более 30 человек (ранее — не более 10% от числа назначенных регионами). Из них не более семи могут быть назначены пожизненно.

Из этой статьи исключено положение о том, что президент не может освободить назначенного до его вступления в должность члена Совета Федерации — представителя Российской Федерации в течение первого срока своих полномочий.

В новой редакции сенатором может быть гражданин России, достигший 30 лет, предусмотрены и .

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
  2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
  3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
  5. Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
  6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
  7. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
  8. Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
  9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
  10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

О правах и обязанностях президента

В ст. 83 уточняются полномочия главы государства.

  • Назначает председателя правительства, кандидатура которого утверждена Госдумой по его представлению (ранее — с согласия Госдумы) и освобождает главу кабинета министров от должности.
  • Осуществляет общее руководство правительством.
  • Утверждает по предложению главы правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения, определяет, какими органами руководит он сам, а какими — кабинет министров. В случае если глава кабмина освобожден от должности президентом, вновь назначенный премьер-министр не представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
  • Принимает отставку премьер-министра, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит.
  • Назначает на должность вице-премьеров и министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой, и освобождает их от должности.
  • Назначает после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.
  • Вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в других предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Назначение и освобождение от должности прокуроров

Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности генпрокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с законом.

Формирование Счетной палаты

Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность главы и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Госдуме кандидатуры заместителя председателя и половины аудиторов Счетной палаты.

Формирование Госсовета

Формирует Госсовет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Госсовета определяется федеральным законом.

Формирование и руководство Советом безопасности

Формирует и возглавляет Совет безопасности, который содействует главе государства по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Статус Совбеза определяется федеральным законом.

Формирование Администрации президента

Формирует Администрацию президента в целях обеспечения реализации своих полномочий.

Поправки, предложенные к первому чтению

Согласно предложенным поправкам в статью 81 (глава 4, «Президент РФ»), главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, проживающий в России не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство (требование 25-летнего ценза оседлости не касается жителей Крыма и Севастополя, в 2014 году вошедших в состав России по итогам референдума). Согласно действующей редакции основного закона, президентом может избираться гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом поправки снимали действующее ограничение на занятие поста президента более двух сроков подряд.

Требования об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство было предложено закрепить в отношении глав регионов, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, членов правительства и руководителей других федеральных ведомств, судей.

Изменения в Конституцию предполагают также право президента вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей Конституционного и Верховного судов. В настоящее время решение о прекращение полномочий членов КС может принять только сам суд, а полномочия судей ВС прекращаются либо в связи с истечением срока их пребывания в должности (шесть лет), либо досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей. Также глава государства наделяется правом не подписывать принятые обеими палатами парламента законы, если по его запросу КС признает их не соответствующими Конституции РФ. В настоящее время президент также может отклонить принятые парламентариями законы, но Госдума и Совфед могут преодолеть вето, повторно поддержав отклоненный закон квалифицированным большинством голосов (две трети депутатов и сенаторов соответственно).

В Конституцию РФ также было внесено положение о Государственном совете, состав которого формирует президент. К ведению совета будет отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус и полномочия Госсовета будут определяться специальным федеральным законом.

Государственная дума, согласно предложенным изменениям, сможет не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры премьер-министра и членов правительства, после чего они будут назначаться на должности президентом. При этом глава государства не может отклонить утвержденные Думой кандидатуры.

Руководителей федеральных органов власти, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции, предлагается назначать после консультаций с Совфедом. Кроме того, верхняя палата парламента получит право участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочия судей КС, ВС, а также кассационных и апелляционных судов.

Состав Конституционного суда было предложено сократить с 19 до 11 судей. При этом КС передаются полномочия проверять по запросу президента принятые Госдумой законопроекты еще до их подписания главой государства.

Президентский законопроект также закрепляет приоритет российской Конституции над решениями межгосударственных органов, членами которых является РФ.

В основном законе предполагается зафиксировать ряд социальных обязательств государства. Это касается, в частности, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, индексации социальных пособий и пенсий.

Как это начиналось?

Протестное движение против рабства началось еще в конце восемнадцатого века. Появился так называемый аболиционизм – движение, призывающее к запрету ввоза рабов из других стран. Его сторонники считали, что этих мер будет вполне достаточно для того, чтобы рабство исчезло полностью.

В начале следующего, девятнадцатого века иностранную работорговлю запретили, что к отмене рабства никоим образом не привело. Новый виток борьбы аболиционизма начался в 50-х годах девятнадцатого века. Требования носили уже серьезный характер – немедленное освобождение рабов.

Дело не сдвигалось, пока к власти не пришел Авраам Линкольн, который давно был убежденным противником рабства в Америке. Его многочисленные реформы в стране включали и этот вопрос.

Конгрессмены от одиннадцати южных штатов выдвинули жесткий ультиматум о том, что рабство должно оставаться законным на всех землях США, включая новые. Угроза южан состояла в уходе из федерации. Северяне не приняли никаких требований. Южные штаты объединились в свою конфедерацию, сделали столицей Ричмонд и выбрали своего президента. Началом Североамериканской гражданской войны был 1861 год.

В 1962 году был принят закон об отмене рабства. На следующий год была выпущена Декларация независимости, в которой в числе прочих содержался пункт об освобождении рабов союзными войсками.

После победы Севера наступило время, когда отмену рабства и работорговли нужно было сделать полной и окончательной. Этого можно было добиться лишь через принятие очередной 13-й поправки к Конституции США. Работа по ее продвижению началась.

«Обнуление» и статус бывшего президента

Больше всего в связи с поправками было разговоров об «обнулении» Владимира Путина — создании возможности для него остаться в должности еще на два шестилетних срока. Ограничение по количеству сроков осталось, а из текста убрали слово «подряд»: согласно новой редакции уже невозможна будет «рокировка», когда Путин вновь стал главой государства в 2012 году. Но дополнение в статью 81 российской Конституции прямо говорит о том, что ограничение сроков не берет в расчет то, сколько уже пробыл в должности действующий президент. Так что теперь Владимир Путин сможет участвовать в выборах 2024 и 2030 годов, а в случае победы на них находиться у власти до 2036 года — ему тогда будет 83 года.

В той же 81-й статье теперь сказано, что президентом может стать только тот гражданин, у которого нет и никогда не было иностранного гражданства или вида на жительство за одним исключением для тех, кто жил на территории, включенной в состав России — пока это относится только к жителям Крыма. А еще у президента не должно быть счетов и вкладов за границей, хотя о наличии иностранной недвижимости или другого имущества там ничего не сказано. Кандидат должен постоянно проживать в России к моменту выдвижения как минимум 25 лет — раньше было 10.

Фото: kremlin.ru

Другая важная поправка, касающаяся лично Владимира Путина, — та, которая определяет статус бывшего президента. Статья 921 говорит о том, что отошедший от дел глава государства обладает неприкосновенностью, а вот лишить ее можно только по такой же процедуре, которая применяется при импичменте действующему президенту:

  • одна треть депутатов выдвигает обвинения (госизмена или какое-то тяжкое преступление);
  • специальная комиссия Госдумы дает заключение;
  • Верховный суд дает заключение о наличии состава преступления;
  • Конституционный суд дает заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинений;
  • Две трети депутатов Госдумы голосуют за выдвижение обвинений;
  • Две трети членов Совета Федерации голосуют за снятие неприкосновенности.

Мало того, бывший президент автоматически становится пожизненным сенатором Совета Федерации (статья 95), но может отказаться от этой должности.

Госсовет и КС РФ

Резонансным стало предложение прописать в Конституции право главы государства формировать Госсовет «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Однако все нюансы статуса Госсовета будут определены позже федеральным законом, предусматривает закон.

Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, предусматривает закон. Кроме того, в компетенции КС РФ также разрешение вопросов о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, иностранного или международного арбитража, налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ. Число судей КС РФ предлагается сократить с 19 до 11.

Информационная безопасность и научно-технологическое развитие

В ст. 71 внесены поправки в несколько пунктов, перечисляющих вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. Сюда добавлены:

  • организация публичной власти;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области научно-технологического развития России;
  • установление единых правовых основ системы здравоохранения, системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования;
  • информационные технологии и связь, космическая деятельность;
  • обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;
  • метрологическая и метеорологическая служба;
  • установление для государственных и муниципальных чиновников, в том числе связанных с наличием иностранного гражданства, вида на жительство, с открытием и наличием счетов, хранением денег и ценностей в иностранных банках за границей.

Принятие поправок во втором чтении

10 марта 2020 года в ходе заседания Госдумы депутат от «Единой России» Валентина Терешкова предложила после вступления в силу изменений в Конституцию дать действующему президенту Владимиру Путину право снова избираться на высший пост в стране. По ее инициативе, статью 81 основного закона предложено дополнить частью 3.1. В ней говорится, что правило о не более чем двух президентских сроках «не препятствует лицу, занимавшему и (или) занимающему должность президента РФ на момент вступления данной поправки в силу, участвовать в качестве кандидата на выборах президента РФ после вступления изменений в основном законе в силу». Число предыдущих президентских сроков значения иметь не будет.

Кроме того, Валентина Терешкова высказалась за полное снятие ограничений на количество президентских сроков в Конституции. Другой единоросс, депутат Александр Карелин, внес поправку о досрочном прекращении полномочий депутатов Госдумы и проведении новых выборов после вступления в силу изменений в основной закон.

В тот же день в Государственной думе выступил президент РФ Владимир Путин. Он поддержал поправку Валентины Терешковой, при условии, что ее одобрит Конституционный суд. При этом глава государства заявил, что не видит необходимости в досрочных перевыборах Госдумы и считает нецелесообразным убирать из Конституции ограничение по количеству президентских сроков.

В итоге в законопроект о поправке к Конституции РФ было включено только дополнение в статью 81, предложенное Валентиной Терешковой. 10 марта документ был принят Госдумой РФ во втором чтении, за него проголосовали 382 депутата, 44 воздержались.

Ратификация в штатах

Известно, что для вступления в силу закон должен быть ратифицирован на местах – в каждом штате отдельно. Ратификация 13-й поправки к Конституции США шла неплохо: в течение 1865 года ее ратифицировали 27 штатов, чего хватило для ее вступления в силу.

Интересно то, что некоторые штаты отложили ратификацию поправки на срок больше ста лет. Конечно же, это были самые крупные центры рабовладения на юге США – Кентукки и Миссисипи. Ведь то, что запрещала 13-я поправка к Конституции США, было главным источником их доходов и процветания: бесплатный рабский труд на хлопковых плантациях.

Официальный удар по работорговле на бумаге был нанесен. Но на практике он не был, к сожалению, окончательным. Несмотря на то что запрет рабства был ратифицирован тремя четвертями штатов, фактическая работорговля в Северной Америке продолжалась вплоть до начала двадцатого века. А конвенция, запрещающая рабство во всем мире, была принята лишь в 1926 году Лигой наций – международной предшественницей ООН.

Владимир Путин подписал указ об официальном опубликовании Конституции со внесенными в нее поправками, которые вступят в силу 4 июля. Об этом президент заявил сегодня на встрече с рабочей группой по внесению изменений в основной закон страны.

Глава государства выразил уверенность, что поправки в Конституцию приняты по воле народа.

Владимир Путин, президент РФ: «Поправки вступают в силу, вступают, без всякого преувеличения, по воле народа. Вы знаете мою позицию: изменения, внесенные в основной закон страны, затрагивают каждого, и окончательное, решающее слово здесь могли сказать только граждане России. Мы приняли это значимое решение вместе, всей страной, и оно касается тех ценностей и базовых принципов, которые лежат в основе дальнейшего развития России, делают нас действительно одним народом, единым целым».

Президент поблагодарил всех, исполнил свой гражданский долг. По мнению Путина, во время голосования было сделано все необходимое для удобства и безопасности граждан.

Владимир Путин: «В таких непростых условиях, при такой нагрузке было сделано все, чтобы процедура общероссийского голосования стала для граждан удобной и, что чрезвычайно важно сегодня, безопасной». Как говорил президент, было очевидно, что потребуется серьезная масштабная законотворческая работа, если граждане поддержат поправки

По словам Путина, этот момент настал, после принятия поправок к Конституции российское законодательство ждут качественные изменения

Как говорил президент, было очевидно, что потребуется серьезная масштабная законотворческая работа, если граждане поддержат поправки. По словам Путина, этот момент настал, после принятия поправок к Конституции российское законодательство ждут качественные изменения.

15 января в своем послании Федеральному собранию президент Путин предложил внести в Конституцию изменения, которые касаются политических перемен в государственном устройстве, а также дополнительных социальных гарантий: МРОТ не ниже прожиточного минимума, индексация пенсий и соцвыплат, поддержка семей с детьми. Отдельно оговариваются такие понятия, как Бог, семья, историческая память.

Что изменится в Конституции России

Госдума 11 марта приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о поправках в Конституцию. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации. О главных изменениях, которые предлагается внести в основной закон, — в нашем материале.

ПОДРОБНО

4 июля 2020Опубликован обновленный текст Конституции РФ

Новости СМИ2

Новости по теме

Изменения в Конституции

  • Путин проведет первую после принятия поправок в Конституцию встречу с сенаторами
  • Трижды голосовавшая по поправкам в Конституцию женщина вновь заочно арестована
  • Путин поручил проработать не вошедшие в Конституцию поправки
  • Женщина трижды получила бюллетени для голосования по Конституции

Все новости по теме

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации