Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 15

О внесении изменений в положение банка россии от 19 июня 2012 года n 383-п «о правилах осуществления перевода денежных средств»

Обзор документа

Разъяснены отдельные вопросы применения Положения ЦБ РФ о правилах осуществления перевода денежных средств.

Заранее данный акцепт плательщика может быть дан с указанием в т. ч. суммы акцепта или порядка ее определения.

Стороны вправе закрепить в договоре возможность предъявления в банк платежных требований любыми или указанными плательщиком получателями (как на конкретную сумму, так и в сумме предъявленных требований).

Акцепт как понятие возникает только при расчетах в форме перевода средств по требованию их получателя (прямое дебетование). Соответственно, при расчетах инкассовыми поручениями получать акцепт не нужно.

Не установлены требования к форме уведомления, которое направляется банком плательщика отправителю распоряжения в электронном виде или на бумажном носителе при отказе от акцепта плательщика или неполучении акцепта плательщика по платежному требованию.

Кредитная организация вправе установить форму уведомления самостоятельно или в качестве уведомления использовать экземпляр распоряжения на бумажном носителе. В нем должны быть указаны дата, причина возврата. Ставятся штамп банка и подпись уполномоченного лица последнего.

При осуществлении безналичных расчетов стороны по договору вправе использовать как платежные требования с заранее данным акцептом (при наличии такого акцепта плательщика в отношении требований получателя), так и инкассовые поручения (если в договоре банковского счета есть условие о списании средств со счета плательщика в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору).

При зачислении средств на банковский счет получателя последний должен идентифицироваться не менее чем по 2 реквизитам, один из которых — номер банковского счета.

Платежные, инкассовые поручения, платежные требования действительны для представления в банк в течение 10 календарных дней со дня их составления.

Срок исчисляется со следующего дня после их составления.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Расчеты по аккредитиву

С 2019 года вводятся дополнительные возможности передачи аккредитива: в перечень электронных способов передачи добавлены информационные системы (п. 6.4 Положения N383-П).

Дополнены обязанности банка-исполнителя при передаче аккредитива. Он должен направить получателю денег сведения об адресе отделения банка-исполнителя, по которому должны быть предоставлены документы для работы с аккредитивом. При неисполнении обязанности банком информация будет передана по адресу центрального офиса (п. 6.9 Положения N383-П).

Основные изменения в правилах работы с аккредитивом на 2019 год:

  • безотзывный аккредитив теперь может подтвердить не только банк-исполнитель, но и любой другой банк. Это делается по просьбе банка-эмитента (п. 6.11);
  • из документа ЦБ исключена статья о возможности отмены аккредитива или изменения его условий (п. 6.13);
  • добавлена возможность предоставить документы для исполнения аккредитива не только в банк-исполнитель, но и в банк-эмитент (п. 6.15);
  • утратила силу статья об альтернативных способах перевода аккредитива (непосредственно в течение 3 рабочих дней со дня одобрения банка или с отсрочкой) по п. 6.19;
  • отменено положение, дающее банку возможность не исполнять непокрытый аккредитив до момента поступления денег от банка-эмитента (п. 6.21);
  • при неисполнении аккредитива по причине несоответствия предоставленных документов банк-исполнитель обязан уведомить только получателя средств. Необходимость сообщать об этом банку-эмитенту отменена;
  • также у исполняющего банка появилась возможность самостоятельно обратиться в банк-эмитент с просьбой принять не соответствующие требованиям документы. Одновременно требуется уведомить об этом получателя средств. Ранее выполнить процедуру можно было только по обращению клиента (п. 6.24);
  • банк-эмитент также наделён возможностью работать с несоответствующими документами. Для этого требуется обратиться с запросом к плательщику (п. 6.28);
  • в документ добавлен новый пункт, который регулирует процесс обмена информацией по аккредитиву через использование информационных систем

    электронная передача данных включает в себя: предоставление электронного доступа к документам или ссылки для обращения банка к информационной системе, содержащей необходимые сведения и бумаги в электронном формате (п. 6.34.1 Положения).

    (п. 6.34 Положения N 383-П). В частности:

Пять дней для выяснения: как было и как будет

Действовавшее ранее Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» содержало в себе условие, при котором, если в течение пяти рабочих дней не уточнены реквизиты и не выяснены владельцы счетов, суммы возвращаются кредитной организации (филиалу) плательщика платежным поручением кредитной организации (филиала) получателя, составленным в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России. Положение N 383-П условия о пяти днях не содержит, что внесло некоторую неопределенность в подобные операции.

В Положении Банка России от 16.07.2012 N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение N 385-П) содержится требование о том, что кредитная организация принимает лишь оперативные меры к зачислению средств по назначению.

Позиция, представленная в Положении N 383-П, не противоречит той, которая изложена в Положении N 385-П, но что именно понимается под «оперативными мерами», регулятор не раскрывает.

Важно отметить, что в Ответах и разъяснениях по некоторым вопросам, связанным с вступлением в силу с 1 января 2013 г. Положения Банка России от 16 июля 2012 г

N 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» в отношении сроков уточнения реквизитов распоряжений регулятор сообщил следующее: изменениями в Положение N 383-П будет предусмотрено, что в случае уточнения банком реквизитов распоряжений срок уточнения реквизитов должен быть не более пяти рабочих дней. До внесения изменений рекомендовано использовать данный срок при установлении кредитными организациями порядка в соответствии с п. 4.1 Положения N 383-П.

<1> http://www.cbr.ru/analytics/bux/faq/385_101212.pdf.

Таким образом, банк отражает поступившие денежные средства на счете 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения», и срок уточнения реквизитов должен быть не более пяти рабочих дней.

Исходя из экономического смысла можно говорить о том, что срок, равный пяти дням, не противоречит требованию к принятию «оперативных мер», которое изложено в Положении N 385-П.

Распоряжение клиента в электронном виде

Положение N 383-П предполагает возможность поступления в банк распоряжений как на бумажном носителе, так и в электронном виде

Важно, что между распоряжениями, поступающими на бумажных носителях, и распоряжениями, поступающими в электронном виде, существуют различия в процедурах приема и исполнения, в частности, перевод электронных денег осуществляется незамедлительно после принятия оператором распоряжения клиента

Если распоряжение клиента поступает в электронном виде, то количество электронных подписей должно соответствовать количеству подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати. На практике возникают вопросы относительно случая, если в карточке с образцами подписей и оттиска печати есть право первой и второй подписи: в этом случае распоряжение также должно иметь две электронные подписи?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к природе электронной цифровой подписи. По своей сути электронная цифровая подпись в электронном документе есть эквивалент собственноручной подписи на бумажном документе.

Таким образом, если исходить из того, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи на бумажном документе, то количество образцов электронных подписей, необходимое для подтверждения электронных документов, определяется исходя из количества первых и вторых подписей в карточке с образцами подписей и оттиска печати клиента.

Аккредитив и его форма: прежняя или по-новому?

В связи с вступлением в силу Положения N 383-П возникли вопросы относительно применения п. 6.7 данного Положения: должен ли банк устанавливать форму аккредитива, а также можно ли применять форму 0401063 после 9 июля 2012 г.?

Действительно, в части использования аккредитива после вступления в силу Положения N 383-П произошли важные изменения. В частности, теперь кредитная организация должна самостоятельно установить и закрепить во внутренних документах реквизиты и форму (на бумажном носителе) аккредитива.

В аккредитиве должна быть указана следующая обязательная информация: номер и дата аккредитива, сумма аккредитива, реквизиты плательщика, реквизиты банка-эмитента, реквизиты получателя средств, реквизиты исполняющего банка, вид аккредитива, срок действия аккредитива, способ исполнения аккредитива, перечень документов, представляемых получателем средств, и требования к представляемым документам, назначение платежа, срок представления документов, необходимость подтверждения (при наличии), порядок оплаты комиссионного вознаграждения банков. В аккредитиве может быть указана иная информация.

Форма 0401063 не применяется с 9 июля 2012 г., она утратила силу с введением в действие Положения N 383-П. Несмотря на это, до того как форма аккредитива будет разработана и утверждена, вполне возможно использовать прежнюю форму.

Отказ от унифицированных форм — это уже тенденция; например, в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель кредитной организации по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, должен утверждать формы всех первичных документов.

Причем кредитная организация должна разрабатывать и утверждать в составе учетной политики не только нетиповые формы, а все формы без исключения. Конечно, за образец могут приниматься унифицированные формы, но в перспективе унифицированные формы корректироваться регулятором уже не будут, поэтому устаревшие позиции в этих формах кредитные организации должны будут изменять самостоятельно.

Таким образом, в целях реализации п. 1.8 Положения N 383-П банку необходимо самостоятельно разработать и утвердить форму аккредитива.

А.В.Габбасова

Аудитор

департамент банковского аудита

ООО «Листик и Партнеры»

Процедуры исполнения распоряжений и порядок их выполнения

Новой редакцией документа внесены дополнения в правила исполнения платёжных распоряжений:

банк получателя денежных средств имеет право зачислить сумму на банковский счет, используя не только его номер, но также идентификатор, который позволяет однозначно определить реквизиты банковского счета получателя.

Идентификатор разрешено использовать только с согласия получателя средств. Зафиксировать согласие можно, заключив договор между получателем средств и обслуживающим его банком.

Также допускается создание отдельного документа, который может быть составлен получателем в бумажном или электронном варианте (п. 4.3 Положения N383-П).

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации