Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 52

Минфин о применении порядка № 209н

Возмещение работникам затрат, связанных с командировками

При направлении работника в служебную командировку работодатель обязан возместить ему командировочные расходы, в том числе на проезд, наем жилого помещения и суточные ( ТК РФ).

Порядок отражения расходов, связанных с выплатой денежных средств командируемым работникам, установлен п. 49.5 Порядка № 132н и п. 10.1.2, 10.2.6 Порядка № 209н.

В силу указанных норм расходы (операции) по возмещению работнику учреждения затрат, связанных с его командированием, отражаются по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатьям:

  • 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» – суточные;

  • 226 «Прочие работы, услуги» – иные расходы, связанные со служебными командировками (проезд, проживание и другие затраты работника в служебной командировке с разрешения или ведома работодателя).

Однако, как отмечает Минфин, если подотчетные суммы выдаются командированному работнику на закупку соответствующих услуг, расходы на их оплату, осуществляемые согласно требованиям законодательства РФ о закупках, следует отразить (Письмо от 05.07.2019 № 02-05-10/50755):

  • по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг»;

  • по подстатьям КОСГУ, которые отвечают экономическому содержанию осуществляемых операций.

«Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

В отношении применения статьи 340 и подстатей данной статьи произошли следующие изменения. Во-первых, внесено уточнение, устанавливающее, что на статью 340 относятся операции по поступлению (принятию к учету) материальных запасов, а также расходы на оплату государственных (муниципальных) контрактов, договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам. Материальные запасы относятся на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ по целевому (функциональному) назначению.

Во-вторых, внесены коррективы в порядок применения подстатей данной статьи. В частности, установлено, что подста- тья 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» теперь применяется и при отражении операций по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (п. 11.4.1 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) горюче-смазочных материалов, в том числе присадок, иных материалов, используемых в качестве топлива и (или) смазочных материалов для обеспечения функционирования топливных систем, относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (п. 11.4.3 Порядка № 209н).

Расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н).

Расходы на оплату договоров на приобретение (изготовление) материальных ценностей в целях награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка № 209н). В прежней редакции этого пункта был представлен более детальный перечень расходов, относимых на указанную подстатью. Сейчас из него исключили расходы на приобретение:

  • поздравительных открыток и вкладышей к ним;
  • приветственных адресов, почетных грамот, благодарственных писем, дипломов и удостоверений лауреатов конкурсов для награждения и т. п.;
  • цветов.

Считаем, что введенные в этот пункт слова «Иных материальных ценностей в целях награждения, дарения» являются более емкими и включают в себя все материальные ценности, приобретаемые для указанных в п. 11.4.8 Порядка № 209н целей. Поэтому исключение из названного пункта некоторых видов расходов ни в коем случае не сужает сферу применения данной подстатьи. В то же время согласно внесенным в Порядок № 209н изменениям следует помнить о том, что расходы:

  • на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • на приобретение цветов с целью награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

Приказ № 126н и постановление № 1289

Отдельные особенности применения Приказа № 126н установлены при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, закупка которых осуществлялась монолотом (т.е. при осуществлении закупки заказчиком применялось постановление Правительства от 30.11.2015 № 1289).

Данные особенности не работают, если закупались:

  1. лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП.
  2. лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, но закупка которых осуществлялась в одном лоте с иными лекарственными препаратами (прим.: по иными лекарственными препаратами понимаются лекарственные препараты с другим МНН; при закупке лекарственного препарата с одним МНН, но с разными дозировками в рамках одного лота применение постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 обязательно).
  3. лекарственный препарат, включенный в перечень в ЖНВЛП, при осуществлении закупки которого требования постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 не сработали, т.е. не было осуществлено отклонение “иностранных” заявок.

На последний из указанных пунктов следует обратить особое внимание читателя. Суть указанных особенностей сводится к предоставлению ценовой 25% преференции “отечественным” лекарствам, все стадии производства которых осуществлены на территории стран, входящих в ЕАЭС (условно назовем их “СУПЕРотечественными” лекарственными препаратами), по отношении к “просто отечественным”

Преференция предоставляется в том случае, если участник, предложивший к поставке “СУПЕРотечественный” лекарственный препарат, не стал победителем закупки, но при этом предложил цену, не превышающую на 25% цену участника, ставшего победителем закупки и предложившим “просто отечественный” препарат. Правда сложно? Рассмотрим на конкретных примерах

Суть указанных особенностей сводится к предоставлению ценовой 25% преференции “отечественным” лекарствам, все стадии производства которых осуществлены на территории стран, входящих в ЕАЭС (условно назовем их “СУПЕРотечественными” лекарственными препаратами), по отношении к “просто отечественным”. Преференция предоставляется в том случае, если участник, предложивший к поставке “СУПЕРотечественный” лекарственный препарат, не стал победителем закупки, но при этом предложил цену, не превышающую на 25% цену участника, ставшего победителем закупки и предложившим “просто отечественный” препарат. Правда сложно? Рассмотрим на конкретных примерах.

Пример:

Заказчик закупает лекарственный препарат с одним МНН, входящим в перечень ЖНВЛП. В извещении об осуществлении закупки установлено применение постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.

Ситуация 1:

Поданы следующие заявки:

  • Заявка № 1 — иностранное лекарственное средства, цена 100 руб.
  • Заявка № 2 — отечественное лекарственное средство (СТ-1 отсутствует в заявке), цена 110 руб.
  • Заявка № 3 — СУПЕРотечественное лекарственное средство (СТ-1 в заявке есть), цена 120 руб.

Ситуация 2:

Поданы следующие заявки:

  • Заявка № 1 — иностранное лекарственное средства, цена 100 руб.
  • Заявка № 2 — отечественное лекарственное средство (СТ-1 в заявке есть), цена 110 руб.
  • Заявка № 3 — СУПЕРотечественное лекарственное средство (СТ-1 в заявке есть), цена 120 руб.

Заявка № 1 отклоняется, т.к. сработало правило “третий лишний”, установленное постановлением Правительства от 30.11.2015 № 1289. Победителем становится участник с Заявкой № 2, но контракт при этом заключается не с ним, а с участником, подавшим Заявку № 3 (его цена меньше 137,5 руб (110 руб + 25%))

Изменения в части монтажных работ

Все мы помним, что в прошлые годы работы по оборудованию, требующему монтажа, относились на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. В Порядке № 209н появилась новая подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ, на которую относятся расходы по монтажным работам по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, договорами на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, дооборудование объектов. В связи с этим долгое время не было понятно, куда же относить расходы по монтажу в отношении не смонтированного сразу оборудования, которые не приводят к капитальным вложениям.

Этот вопрос должен урегулировать Приказ № 69н. Его нормы говорят нам о следующем:

  1. Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы производятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств, относятся на подстатью 226 КОСГУ. То есть если не идет речи о капитальных вложениях, то при монтаже оборудования следует применять подстатью 226 КОСГУ.
  2. В подстатье 228 КОСГУ будет дано более детальное понятие капитальных вложений. А именно, капитальные вложения в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).
  3. И вообще, подстатья 228 КОСГУ будет применяться в отношении иных расходов, кроме прямо поименованных в ней, по приобретению работ (услуг), формирующих объем капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов).

Кроме того, в описаниях подстатей по безвозмездной передаче текущего характера нефинансовых активов появится уточнение, что они относятся к нефинансовым активам, за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов. Что еще раз указывает, что капитальный характер относится только к основным средствам, нематериальным и непроизведенным активам.

Как скорректирован порядок применения расходных кодов КОСГУ?

Можно выделить следующие основные изменения, которые произошли в части применения учреждения кодов группы 200 «Расходы» КОСГУ.

1. На подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ были отнесены (новая редакция п. 10.1.4 Порядка № 209н) следующие виды расходов:

  • оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении;

  • расходы на приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также компенсационные выплаты этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов;

  • ежемесячные денежные выплаты, осуществляемыми работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Ниже приведем пример отражения на счетах бухгалтерского учета одного из новых видов расходов, которыми дополнена подстатья 214 КОСГУ.

2. При возмещении расходов, связанных со служебными командировками, подстатья 222 «Транспортные услуги» КОСГУ не применяется (новая редакция п. 10.2.2 Порядка № 209н).

3. Перечень расходов, относимых на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ, дополнен следующими видами расходов (п. 10.2.6 Порядка № 209н):

  • расходы на выполнение монтажных работ в части оборудования, требующего монтажа, в случае если данные работы проводятся не для целей капитальных вложений в объекты капитального строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включаются в объемы капитальных вложений, формирующих стоимость основных средств;

  • расходы на приобретение (изготовление) венков, цветов в целях возложения к памятникам и памятным знакам;

  • расходы на контрольные закупки товаров (работ, услуг).

Обращаем ваше внимание на то, что расходы на приобретение цветов с целью награждения, дарения относятся на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ.

4. Приказом № 69н уточнены общие положения в части применения подстатьи 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ. Согласно внесенным поправкам на данную подстатью относятся расходы на приобретение услуг, работ для целей капитальных вложений в нефинансовые активы (за исключением материальных запасов, в том числе в составе государственной казны РФ, казны республик в составе РФ, казны краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, муниципальной казны соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования).

5. Выплаты текущего характера при возмещении истцам (юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг) судебных издержек на основании вступивших в законную силу судебных актов отражаются посредством применения подстатьи 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (новая редакция п. 10.9.7 Порядка № 209н). Эту же подстатью используют при отражении расходов, производимых с целью возмещения вреда, причиненного юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу – производителю товаров, работ, услуг в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

6. Внесены изменения в порядок применения подстатей статей 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера организациям» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера организациям» КОСГУ. В частности, в порядок применения подстатьи 241 включеныоперации по безвозмездной передаче:

  • нефинансовых активов (за исключением основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов) внутри сектора государственного управления;

  • финансовых активов и обязательств при реорганизации, ликвидации учреждения (п. 10.4.1 Порядка № 209н).

В отношении применения подстатьи 281 КОСГУ дополнительно установлено, что по ней отражаются (п. 10.8.1 Порядка № 209н):

  • операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, в том числе активов в составе государственной (муниципальной) казны публично-правового образования;

  • показатели, уменьшающие стоимость основных фондов, внутри сектора государственного управления.

Корректировке подверглись положения в отношении подстатей 242 и 282, 243 и 283, 244 и 284, 245 и 285, 246 и 286.

Какие изменения произошли в порядке применения подстатей группы 300 «Поступление нефинансовых активов»?

Приказом № 69н внесены поправки в порядок применения статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Основные изменения:

  • при отражении расходных операций по оплате договоров на приобретение (изготовление) лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (медицинские аптечки и санитарные сумки, перевязочные средства (вата, марля, бинты), шприцы, иглы, катетеры, канюли для переливания, стерильные перчатки и прочие медицинские расходные материалы, антисептики, дезинфицирующие материалы, системы тест-полосок), указывается подстатья 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ (новая редакция п. 11.4.1 Порядка № 209н, Письмо Минфина РФ № 02-07-07/58075);

  • расходы на приобретение канцелярских товаров и принадлежностей отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка № 209н);

  • скорректирован перечень расходов, относимых на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка № 209н). Данный пункт дополнен фразой «иных материальных ценностей в целях награждения, дарения». В связи с этим считаем, что исключение из названного пункта некоторых видов расходов не будет сужать сферу применения названной подстатьи.

* * *

В завершение отметим, что Приказом № 69н детализирован порядок применения статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности» КОСГУ (п. 13.6 Порядка № 209н). В обозначенном пункте сказано, что подстатьи 561, 562, 563, 564, 565, 566, 567, 568, 569 статьи 560 применяются в целях аналитического учета расчетов, за исключением:

  • расчетов по доходам (поступлениям) бюджетов бюджетной системы РФ от уплаты налогов, государственных пошлин, сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

  • таможенных пошлин, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ о таможенном регулировании;

  • платежей на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

  • взносов, взимаемых в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц;

  • поступлений в погашение задолженности по отмененным страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • недоимок, пеней и денежных взысканий (штрафов) по указанным платежам, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ;

  • невыясненных поступлений.

Обзор документа

Скорректированы некоторые приказы Минфина России в целях совершенствования бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности.

Так, планы счетов бухучета госучреждений дополнены новым счетом — 40 «Активы в управляющих компаниях». Уточнен порядок оформления операций по счетам «Нефинансовые активы», «Денежные документы», «Расчеты с учредителем», «Доходы от операций с активами», «Денежные средства учреждения» и др.

Закреплено, в частности, как отражается в бухучете изменение стоимости земельных участков, ранее принятых к бухучету, в связи с изменением их кадастровой стоимости; задолженность учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных целевых субсидий прошлых лет и т.д.

Скорректирована Инструкция о порядке составления годовой, квартальной и месячной отчетности учреждений. В частности, в ней установлено, что по факту проведения камеральной проверки бюджетной отчетности учредитель не позднее рабочего дня уведомляет соответствующее учреждение о принятии отчетности либо о выявленных в ходе проверки несоответствий отчетности требованиям к ее составлению. Добавлены счета 40 «Активы в управляющих компаниях» и 42 «Бюджетные инвестиции, предоставленные организациям».

Введена отчетность (ежемесячная и годовая) о бюджетных и денежных обязательствах получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета (Ф.0503129). Она составляется органом Федерального казначества в виде первичного и сводного отчетов. Прилагается форма.

Соответствующие изменения коснулись Единого плана счетов бухучета.

Приказ применяется при формировании показателей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности за 2016 г., за исключением отдельных положений, применяемых к отчетности за 2017 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Изменения при отнесении расходов на выплаты сотрудникам, оплату работ, услуг

Согласно Приказу № 69н приобретение молока или других равноценных пищевых продуктов для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на компенсационную выплату этим работникам в размере, эквивалентном стоимости указанных продуктов, официально будет отнесено на подстатью 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ. Ранее применение кода 214 КОСГУ в такой ситуации было поименовано только в системных письмах Минфина России.

Кроме того, перечень расходов, относимых на подстатью 214 КОСГУ, был расширен. В частности, на код 214 КОСГУ относятся:

  • ежемесячные денежные выплаты работодателем медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • оплата проезда и услуг по перевозке личного имущества при переезде к избранному месту жительства военнослужащим и приравненным к ним лицам при увольнении.

В описании подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ дополнительно разъяснено, что на нее не относятся расходы по обеспечению должностных лиц проездными документами в служебных целях на все виды общественного транспорта, а также соответствующая компенсация, если речь идет о служебных командировках.

В настоящее время согласно пп. 10.2.3 п. 10 Порядка № 209н расходы по предоставлению твердого топлива при наличии печного отопления относятся на подстатью 223 «Коммунальные услуги» КОСГУ. А расходы по оплате договоров на приобретение всех видов топлива (в том числе, дрова, уголь) относятся на подстатью 343 «Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов» КОСГУ (пп. 11.4.3 п. 11 Порядка № 209н). То есть у бухгалтеров с 1 января 2019 года периодически вставал резонный вопрос о коде КОСГУ, на который нужно отнести расходы по приобретению дров. Исходя из экономического смысла расхода можно было предположить, что если приобретается топливо по договору оказания коммунальных услуг, то следует применять подстатью 223 КОСГУ, а если по договору поставки, то подстатья 343 КОСГУ. Приказ № 69н расставляет акценты при приобретении учреждением топлива при наличии системы печного отопления:

  • подстатья 223 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на оказание коммунальных услуг, включающих в себя услуги предоставления твердого топлива при наличии печного отопления;
  • подстатья 343 КОСГУ выбирается в части оплаты договоров на поставку (приобретение) всех видов топлива, горючих и смазочных материалов, используемых для обеспечения функционирования топливных систем.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации