Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 44

Федеральный закон «о национальной платежной системе» от 27.06.2011 n 161-фз ст 9 (ред. от 20.07.2020)

Обязательства оператора

Как только деньги поступят на счет, оператор снимает с себя ответственность по переводам.

Пока адресат не получит свои деньги, оператор должен своевременно предоставлять клиентам информационную поддержку касательно всех условий по выполнению услуги. Одним из важнейших критериев является доступность информации. Все представленные сведения должны быть понятными для восприятия.

В целом, функции оператора будут заключаться в следующих моментах:

  1. Ознакомление пользователя с суммой комиссионного сбора и порядком его взимания, если это указано в договоре. Работник банка сразу же сообщает все данные.
  2. Консультирование клиентов относительно определения курса обмена валют, если денежный перевод выполняется в валюте иностранного государства.
  3. Разъяснение моментов, связанных с порядком оформления претензий. Это позволяет установить более доверительные отношения.
  4. Информирование относительно иных значимых при оказании платежных услуг сведений.

Важный момент! Если оператор не выполняет законодательные требования относительно информирования своего потенциального клиента о сумме комиссионных сборов, в ч.4 ст.9 ФЗ-161 предусматривается, что он будет должен возместить обратившемуся к нему человеку всю сумму, о списании которой тот не был осведомлен. Именно такой проект Государственная Дума одобрила.

Особенности переводов по требованию получателя

При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

Закон « О НПС».

Федеральный закон №161 «О НПС» был подписан президентом в мае 2014 года. В нем описываются правила регулирования отечественной ПС, порядки проведения платежных услуг и денежных переводов, особенности электронных платежей, требования к операторам по поводу их деятельности. Он призван контролировать бесперебойность, эффективность и доступность платежей по картам.

Согласно закону, оператором НПС может стать государственное учреждение формы ОАО, которой владеет ЦБ РФ.

Кроме создания НПС, 161 ФЗ обязывает иностранных операторов вносить обеспечительный взнос, размером в двухдневный объем сумм переводов на территории РФ. Если взнос не будет внесен, то ПС может быть оштрафована. За каждый день простоя обслуживания штраф будет составлять 10% от взноса.

Закон «О НПС» обязывает все банки, работающие на территории РФ, уведомлять клиентов обо всех операциях, проведенных по картам. Если вдруг клиент узнает, что списался платеж, которого он не совершал, то банк должен его возместить.ФЗ 161 О НПС

Зачем нужна НПС?

Она является неотъемлемой частью финансово-экономической структуры любой страны. Причиной создания собственной системы платежей в России является приостановка обслуживания карт системами Visa и MasterCard на целую неделю в марте 2014 года из-за введенных санкций США. После этого деятельность по обслуживанию карт все же возобновилась, но уже никто не мог дать гарантий, что это не повторится. Поэтому создание отечественной обслуживающей системы является вполне логичным шагом для развивающейся страны. Она позволит обрабатывать все операции прямо в стране, и личные данные владельцев карт не будут уходить за границы РФ.

Таким образом, отечественная ПС призвана обеспечить оборот денег в стране, управление общей денежной массой, регулирование курса рубля и удешевление расчетных услуг.

Общие положения

Как и любой иной нормативно правовой акт, данный Федеральный закон имеет отдельные главы и статьи.

Рассмотрим основные положения действующего закона на территории Российской Федерации:

Глава первая «Общие положения». Здесь речь затронута о функциях нормативно правового акта А также о порядке его применения в современной жизни
Во второй части закона присутствует информация о порядке проведения операций по оплате А также использовании электронных средств транзакции
Третья часть закона содержит информацию о субъектах введенной системы А также выдвигаемые требования к их деятельности
В следующей главе нормативно правового акта речь затронута о к организации А также функционированию платежных систем
Последующая глава содержит информацию о применении национальных карт оплаты Мир
Последующий раздел закона содержит статьи о порядке осуществления надзора В сфере национальной системы оплаты
В заключительной части нормативно правового акта присутствует информация О порядке вступления закона в юридическую силу

В соответствии с данным законом, любой банк, ведущий деятельность на территории Российской Федерации, обязан работать не только с иностранными платежными системами.

Но также активно использовать и программу российского производства, активно предлагая клиенту финансовые продукты российских платежных систем.

Кратко о ФЗ номер 161 статья 9

В данной статье Федерального закона раскрывается тема эксплуатации электронных систем оплаты.

Рассмотрим более подробно положения данной части документа:

Применение электронных средств оплаты может использоваться Исключительно после подписания соответствующего договора
Оператор, который осуществляет принятие, и исполнение электронного платежа Имеет право отказать в услуге клиенту
До того, как будет заключен договор В обязательном порядке оператор информирует обо всем клиента
Оператор обязуется уведомлять своих клиентов О совершении каждой электронной оплаты
У клиента имеется возможность направить соответствующее обращение При утрате платежного инструмента
Все оповещения от клиента или оператора Обязательно должны фиксироваться последним
Клиент вправе получать все необходимые для него документы Относительно электронного устройства оплаты
В случае направления обращения, оно обязательно должно быть рассмотрено в срок Не превышающий 30 дней
Электронное платежное устройство может быть приостановлено При соответствующем обращении от клиента
Если приостанавливается или прекращается действие платежного инструмента Это не может препятствовать переводу денежных средств
Если платежный инструмент используется без согласия клиента Об этом обязательно уведомляется оператор
Если средства с электронной системы были списаны без ведома клиента То оператор обязуется возместить ущерб
Если оплата не была произведена и денежные средства не были переведены То клиенту обязуются возместить сумму транзакции
Если не будет доказано, что клиентом нарушены правила использования электронной системы При этом будут утрачены средства, то они возмещаются
В заключительной части статьи присутствует информация об обязанностях оператора При возмещении средств

При работе с физическими лицами, все переговоры, а также уведомления должны выполняться в тишине, так как речь касается транзакции денежных средств, которые находятся на балансе электронной платежной системы.

Нюансы

Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения.

Статья 28. Система управления рисками в платежной системе

1. В целях настоящего Федерального закона под системой управления рисками в платежной системе понимается комплекс мероприятий и способов снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий для бесперебойности функционирования платежной системы с учетом размера причиняемого ущерба.

2. Оператор платежной системы обязан определить одну из следующих используемых в платежной системе организационных моделей управления рисками в платежной системе:

1) самостоятельное управление рисками в платежной системе оператором платежной системы;

2) распределение функций по оценке и управлению рисками между оператором платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры и участниками платежной системы;

3) передача функций по оценке и управлению рисками оператором платежной системы, не являющимся кредитной организацией, расчетному центру.

3. Система управления рисками должна предусматривать следующие мероприятия:

1) определение организационной структуры управления рисками, обеспечивающей контроль за выполнением участниками платежной системы требований к управлению рисками, установленных правилами платежной системы;

2) определение функциональных обязанностей лиц, ответственных за управление рисками, либо соответствующих структурных подразделений;

3) доведение до органов управления оператора платежной системы соответствующей информации о рисках;

4) определение показателей бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

5) определение порядка обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

6) определение методик анализа рисков в платежной системе, включая профили рисков, в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России;

7) определение порядка обмена информацией, необходимой для управления рисками;

8) определение порядка взаимодействия в спорных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, включая случаи системных сбоев;

9) определение порядка изменения операционных и технологических средств и процедур;

10) определение порядка оценки качества функционирования операционных и технологических средств, информационных систем независимой организацией;

11) определение порядка обеспечения защиты информации в платежной системе.

4. Способы управления рисками в платежной системе определяются оператором платежной системы с учетом особенностей организации платежной системы, модели управления рисками, процедур платежного клиринга и расчета, количества переводов денежных средств и их сумм, времени окончательного расчета.

5. Система управления рисками может предусматривать следующие способы управления рисками:

1) установление предельных размеров (лимитов) обязательств участников платежной системы с учетом уровня риска;

2) создание гарантийного фонда платежной системы;

3) управление очередностью исполнения распоряжений участников платежной системы;

4) осуществление расчета в платежной системе до конца рабочего дня;

5) осуществление расчета в пределах предоставленных участниками платежной системы денежных средств;

6) обеспечение возможности предоставления кредита;

7) использование безотзывных банковской гарантии или аккредитива;

8) другие способы управления рисками, предусмотренные правилами платежной системы.

6. Правилами платежной системы может быть предусмотрено создание оператором платежной системы коллегиального органа по управлению рисками в платежной системе, в состав которого включаются ответственные за управление рисками представители оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры, участников платежной системы. В состав органа по управлению рисками по согласованию с Банком России могут быть включены представители Банка России с правом совещательного голоса.

7. В функциональные обязанности и компетенцию органа управления рисками входят:

1) установление критериев оценки системы управления рисками, включая системный риск, и проведение указанной оценки;

2) формирование предложений и рекомендаций по итогам проведения оценки системы управления рисками.

8. Система управления рисками значимой платежной системы должна предусматривать создание органа управления рисками значимой платежной системы, указанного в части 6 настоящей статьи, и использование не менее двух способов управления рисками, указанных в пунктах 1 — 7 части 5 настоящей статьи.

Правила переводов

В ФЗ-161 обозначено, что предоставление услуг оператором возможно лишь на основании имеющихся распоряжений клиента, которым выступает получатель, отправитель финансовых средств. Оно выполняется в четком соответствии действующим правилам.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.Николай

Перевод производится за счет плательщика. Деньги могут находиться на личном банковском счете клиента (их можно свободно использовать), либо предоставляться в форме наличных средств.

Нужно указать, что перевод исполняется посредством учета денежных средств, которые поступают адресату, не имеющему расчетного счета. Данная схема в последние годы приобретает востребованность, и характерна при выводе денег с различных электронных кошельков.

Возврат денег

Владельцы банковских карт часто сталкиваются с проблемами возраста денег, которые были списаны незаконно, или без желания пользователя. Согласно последним поправкам в ФЗ-161, банк, выпустивший карту, обязан обеспечить техническую защищенность финансового инструмента.

Фактически, новые правила ФЗ-161 вводят понятие презумпции невиновности клиента. Это означает, что при возникновении проблемных ситуаций, банк или оператор должны доказать свою непричастность к пропаже средств, и возврат денег осуществляется ими же.

В противном случае, они обязаны возместить пропавшую сумму, а также могут столкнуться с возмещением морального ущерба. Однако сделать это можно, если клиент обратился с заявлением о пропаже средств не позднее следующего дня после того, как был получено сигнал о списании денег.

Общий порядок

До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

Изменения и поправки в законе

Закон о платежной системе является одним из лидеров по количество корректировок и правок. Последние изменения зафиксированы 1 мая 2017 года, и они вступили в силу спустя несколько дней. Впрочем, некоторые правки стали действительны лишь на июнь 2017 года.

Все вносимые поправки основывались на требованиях ФЗ-59, и в основном затронули лишь 3-ю главу ФЗ-161.

Статья 2

Текст этого положения ФЗ регламентирует взаимоотношения, возникающих между участниками НПС. В статье 2 указывается:

  • закон об электронных платежах соответствует нормам Конституции РФ, и не противоречит международным контрактам;
  • Российская Федерация в лице Правительства вправе принимать дополнительные нормативные акты, нацеленные на контроль НПС;
  • ЦБ РФ может принимать непосредственное участие в процессе регулирования НПС посредством принятия законов, рекомендаций, нормативов.

Статья 9 закона о национальной платежной системе

Характеризует процесс использования средств НПС, устанавливает ключевые рекомендации и требования последняя редакция ст. 9, где указывается:

  • использование финансов происходит при подписании договора;
  • оператор может отказать клиенту в совершении договорных обязательств;
  • диспетчер должен проинформировать потребителя об использовании им платежной системы, рассказать о проводимых операциях (номер перевода), дать актуальную информацию относительно размеров комиссии, если она предусмотрено договором;
  • нацоператор фиксирует и обрабатывает все уведомления клиента;
  • операторы обязуются уведомить клиентов об их электронных средствах платежа;
  • регламентируются возможные споры, методы их разрешения, связь между участниками;
  • пользование услугами НПС приостанавливается по просьбе клиента или по инициативе оператора;
  • утерянные банковские карты можно восстановить по заявлению;
  • если оператор не сообщил своему пользователю о денежных транзакциях, он возмещает сумму перевода.

Статья 19.1

После запретов Украиной на денежные переводы из России была введена ст.19.1 ФЗ-161. Данный норматив рассматривает особенности проведения трансграничных переводов в ситуациях, когда иностранное государство установило запрет.

Теперь нужно одобрять перевод, и принятие этой нормы позволило создать правила, которые должны соответствовать законодательной базе.

Для того чтобы требования, обозначенные в ст.19.1, исполнялись в четком соответствии законодательной базе, проводится тщательный контроль. Все его критерии обозначены в положениях ст.19.1, и соответствуют Международным стандартам финансовой отчетности, действующими на территории РФ.

Ст.30.1

Данная статья говорит об организации национальной системы платежных карт (НСПК). Она необходима для обеспечения бесперебойности выполнения услуги.

Мнение эксперта
Алексеев Евгений Игнатьевич
Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — уголовное право. Преподаватель права.Николай

Отдельно указывается, что официальным знаком обслуживания НСПК является графическое изображение рубля, утвержденное банком России. Следовательно, карта банков-партнеров НСПК имеет такую отметку.

Статья 30.5

Эта статья определяет участников НСПК «МИР» (субъекты), а также обозначает, какие кредитные организации могут быть операторами при предоставлении услуги денежного перевода. Также указываются основные рекомендации к операторам, и регулируется система подачи информации относительно всех проводимых операций клиенту.

Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»

С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент — физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и  без использования своего банковского счета ( Закона N 161-ФЗ).

Клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета ( Закона N 161-ФЗ).

Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой. Необходимо, чтобы одним из участников было физическое лицо, использующее электронные средства платежа ( Закона N 161-ФЗ).

Распоряжения клиентов оператора

Новый закон также внес изменения в статью 8 ФЗ №161, которая регулирует порядок приема распоряжений клиентов операторами перевода средств:

  1. Реквизиты для переводов средств теперь могут быть предоставляться в виде кода. Минфин при взаимодействии с ЦБ РФ установит порядок приема закодированных платежей, касающихся бюджетной системы страны и требующих особого учета.
  2. Поставщики приложений для работы с операторами обязаны защищать информацию при переводе средств, согласно третьей части статьи 27 ФЗ №161 (Положение ЦБ РФ №382-П от 09.06.2012).
  3. Оператор не имеет права предоставлять поставщикам приложений информацию о подписях, кодах, паролях и других личных сведениях клиентов.
  4. При работе с поставщиками приложений операторы обязаны:
  • предоставлять клиентам сведения о поставщиках: наименование, место нахождения, условия использования приложений. Информация должна быть доведена до клиента не позднее дня, в который он может воспользоваться приложением, в том числе сведения могут быть поданы через сайт оператора;
  • включать условия пользования приложениями, в том числе возможности приостановления и блокировки работы с ними, в свой договор с клиентами;
  • подтверждать возможность использования приложений клиентами;
  • доносить информацию клиенту об изменении размера вознаграждения за пользование приложением, если это предусмотрено договором.
  1. ЦБ РФ создает перечень поставщиков приложений с основными сведениями о них. Сведения о поставщиках должны предоставлять операторы.

Статья 6. Особенности осуществления перевода денежных средств по требованию получателя средств

1. При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямом дебетовании) оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств (далее — требование получателя средств).

2. Право получателя средств предъявлять требования к банковскому счету плательщика должно быть предусмотрено договором между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

3. Акцепт плательщика может быть дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) или после его поступления обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств. Акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком либо в виде отдельного документа или сообщения.

4. Акцепт плательщика может быть дан в отношении одного или нескольких получателей средств, одного или нескольких требований получателя средств.

5. Требование получателя средств может направляться непосредственно обслуживающему плательщика оператору по переводу денежных средств или через оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств.

6. В случае отсутствия заранее данного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств передает поступившее требование получателя средств для акцепта плательщику не позднее дня, следующего за днем поступления требования получателя средств.

7. Акцепт плательщика должен быть дан в течение пяти рабочих дней, если более короткий срок не предусмотрен договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

8. При акцепте плательщика требование получателя средств исполняется в сумме акцепта плательщика.

9. Допускается акцепт плательщика в части суммы требования получателя средств (частичный акцепт плательщика), если иное не предусмотрено договором между оператором по переводу денежных средств и плательщиком.

10. В случае частичного акцепта плательщика оператор по переводу денежных средств обязан указать на это при подтверждении получателю средств исполнения его требования.

11. При отказе плательщика от акцепта или неполучении акцепта в установленный срок требование получателя средств подлежит возврату получателю средств с указанием причины возврата.

12. При поступлении требования получателя средств с заранее данным акцептом плательщика обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан проверить соответствие требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика.

13. При соответствии требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика оно исполняется в сумме и в срок, которые предусмотрены условиями заранее данного акцепта плательщика.

14. При несоответствии требования получателя средств условиям заранее данного акцепта плательщика или невозможности их проверки обслуживающий плательщика оператор по переводу денежных средств обязан возвратить требование получателя средств без исполнения, если договором не предусмотрена обязанность обслуживающего плательщика оператора по переводу денежных средств в указанном случае запросить акцепт плательщика.

15. Оператор по переводу денежных средств обязан направить плательщику уведомление об исполнении требования получателя средств не позднее дня, следующего за днем исполнения.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации